Слово закон (канон) является иностранным термином и в их понимании означает приказ, который принят правителем для исполнения его поданными государства. В более же конкретном значении под этим словом понимается «свод правил, которым должны следовать в обязательном порядке люди в своих взаимоотношениях». Основной закон в каждом государстве называется словом “конституция”, а законы, вытекающие из системы, о которой гласит конституция, называются словом «закон».

Конституция определяется как «закон, который определяет форму государства и систему правления в нем, а также определяет границы и полномочия всех властей в нем». Или другими словами – «это общий закон, который регулирует генеральную власть, то есть правительство. Этот закон определяет его взаимоотношения с людьми, разъясняя при этом права и обязанности правительства по отношению к своим гражданам, а также права и обязанности граждан по отношению к правительству». Конституции имеют различного рода происхождения, некоторые возникли в форме закона, другие же имеют происхождение из обычаев и традиций, подобно Английской конституции. Некоторые конституции разрабатывались специальным уполномоченным комитетом народного собрания, который в то время имел власть в народе. Он издавал свой проект конституции, разъясняя метод внесения в нее поправок, после чего распадался, чтобы дать место законной власти, образованной этой конституцией, как это имело место во Франции и Америке.

Основой конституций и законов являются два источника. К первому можно отнести такие факторы, из которых конституция и законы произошли непосредственно, как обычаи, религия, точки зрения правоведов, практический опыт решений судопроизводства, бытующие принципы правосудия и справедливости, что называется законодательным источником. Примером чему, служат конституции некоторых западных государств, таких как Англия и Америка. Ко второму типу источников относится такой источник, от которого произведена конституция, то есть с которого заимствованы конституции или законы. Примером этому является Французская конституция и конституции некоторых государств, возникших в исламском мире, таких как Турция, Египет, Ирак, Сирия. Такого рода источник называется историческим источником.

Вышеприведенное объяснение является кратким определением терминов “конституция” и “закон”. То есть определяется следующее положение: государство берет из различных источников, будь-то законодательные или исторические источники, определенные законы, которые оно принимает и обязывает руководствоваться ими. Таким образом, принятые государством законы становятся конституцией, если они относятся к общим законам, либо становятся законом, если данные предписания относятся к частным законам.

Здесь возникает вопрос, который встает перед мусульманами: можно ли пользоваться этими терминами или нет? Ответ на это заключается в следующем: если иностранные слова, имеющие терминологические значения, противоречат значениям терминов Ислама, то такие слова, безусловно, мусульманам применять нельзя. Примером такого противоречия является термин “социальная справедливость”, который подразумевает определенную систему, предоставляющую гарантированное образование и гарантированное медицинское обслуживание бедным, а также гарантии в обеспечении прав государственным рабочим и служащим. Этот термин находится в противоречии с термином мусульман, поскольку справедливость у мусульман – это то, что противоположно несправедливости.

Гарантирование государством образования и медицинского обслуживания, является неотъемлемым правом всех людей, как богатых, так и бедных. Гарантии на обеспечение прав нуждающегося и немощного имеют все граждане исламского государства, независимо от того являются ли они служащими или нет, рабочие они, или крестьяне или иные. Если же значение иностранных слов означает термин, значение которого соответствует принципам имеющихся у мусульман, то пользоваться такими словами можно. Так, например, слово “налог”, используемое для обозначения сбора средств государством со своих граждан для управления им. У мусульман имеет место сбор государством средств для управления делами мусульман.

Таким образом, нам можно использовать слово “налог”. Также и термины “конституция” и “закон” означают, что государство принимает определенные законы, объявляет их народу, обязывая их поступать в соответствии с ними, и правит ими согласно этим законам. Такое значение имеется у мусульман. Следовательно, мы не находим никаких аргументов, запрещающих мусульманам использование слов “конституция” и “закон”, ибо их значение соответствует тому, когда халиф принимает законы из числа шариатских законов. Однако существует разница между исламской конституцией и исламскими законами с одной стороны, и прочими конституциями и законами с другой.

Источником неисламских конституций и законов являются обычаи, решения судов и тому подобное. Эти конституции и законы появились в результате деятельности всевозможных учредительных собраний издающих конституции и избираемых народом палат депутатов, так как в этих странах именно народ признается источником образования законов и власти. Источником же исламской конституции и исламских законов, является только Коран и Сунна. Эта конституция и законы образуются ижтихадом мужтахидов, и из числа этих ижтихадов халиф принимает определенные законы, претворяет их в жизнь, приказывая людям поступать в соответствии с ними, поскольку законодательная власть принадлежит только шариату. Совершение ижтихада для выведения законов шариата, является правом каждого мусульманина и является для них коллективной обязанностью (фардом кифая). Правом же принятия законов шариата, обладает только халиф.

Это обсуждение касалось вопроса о правомочности использования слов “конституция” и “закон”. Говоря же о необходимости принятия законов, следует отметить, что, начиная со времен Абу Бакра и до последнего халифа, возникала постоянная необходимость выбора тех или иных определенных законов, соблюдение которых было обязательным для мусульман. Но это принятие касалось лишь определенных законов, не затрагивая при этом все законы, которыми государство осуществляло правление. Лишь только в некоторых исторических периодах государство осуществляло полное принятие, которое касалось всех законов в целом, как это было при Айюбидах, принявших мазхаб аш-Шафийи, или когда Османское государство приняло мазхаб Ханафи.

И как следствие вышеприведенного, возникает вопрос: в интересах ли мусульман принимать всеохватывающую конституцию и общие законы или нет? Ответ на этот вопрос состоит в следующем: наличие такой конституции, которая своими принятыми законами охватывает все сферы жизни общества, будет фактором, сдерживающим творческие возможности и ижтихад. Поэтому в первые века исламского государства, а именно в эпоху сподвижников Пророка Мухаммада (с.а.с.), табиинов и табии табиинов, мусульмане избегали практики принятия халифом всех законов. Они принимали лишь определенные законы, которые необходимо было принимать в целях сохранения единства власти, законодательства и административного управления. Поэтому для создания потенциала творческих возможностей и ижтихада, для государства предпочтительней не иметь полной конституции, охватывающей все законы. Будет лучше иметь конституцию, которая заключает в себе только общие законы, которые определяют форму государственности и гарантируют сохранность единства государства.

Такой подход дает благоприятные возможности для совершения ижтихада, предоставляя возможности валиям и судьям применять результаты своих ижтихадов. Но это возможно лишь тогда, когда распространена способность совершать ижтихад, и многие из людей являются мужтахидами, как это было во времена сахабов, табиинов и табии табиинов. Когда же большинство людей являются последователями (мукаллидами), и среди них имеется лишь малое количество мужтахидов, то государство неминуемо должно принимать законы, в соответствии с которыми оно будет управлять людьми. Здесь нет разницы, относится это к халифу, валию или кадию, поскольку им будет трудно править тем, что ниспослал Аллах в связи с отсутствием у них способности совершать ижтихад. Ибо правители провинций и судьи в результате отсутствия у них возможности совершения ижтихада, будут следовать противоречивому и различному подражанию (таклиду).

Принятие того или иного закона осуществляется только после тщательного изучения и ясного понимания сущности вопроса, а также глубокого изучения доказательств. Кроме того, если оставить губернаторов и судей править лишь на основе своих знаний, то это приведет к различию и противоречию законов в одном государстве и даже в одном городе, что в итоге может привести к правлению иным, нежели тем, что ниспослано Аллахом. Поэтому из-за наблюдающегося сегодня повсеместного незнания Ислама, для исламского государства будет являться обязательным принятие определенных шариатских законов, и это принятие должно будет касаться сферы урегулирования взаимоотношений между людьми и наказаний, не распространяясь на акъиду и вопросы ибадата. Это принятие должно будет охватывать все законы, чтобы дела государства могли находиться в регулируемом порядке, а также, чтобы дела всех мусульман были в соответствии с законами Аллаха.

Следует понимать, что когда государство будет принимать законы и составлять конституцию и законы, оно обязательно должно будет ограничиваться в этом только законами шариата, не имея при этом права не только принимать, но даже и рассматривать что-либо иное помимо шариата. Государство не должно будет принимать никаких законов, имеющих нешариатский источник происхождения, невзирая на то, противоречат они Исламу или нет. Так, например, государство не может принимать национализацию собственности, вместо этого должны быть установлены законы общественной собственности. Вследствие этого государство должно строго ограничиваться законами шариата во всем, что касается идеи и метода.

Что же касается законов и порядков, не относящихся к области идеи и метода, то есть, которые не выражают определенную точку зрения на жизнь, как, например административные законы или порядок государственных учреждений и тому подобное, то все это рассматривается как средства и способы, которые подобны наукам, промышленности и искусствам. Государство принимает эти соответствующие законы и порядки для организации и упорядочивания своих государственных дел. Так поступил Умар ибн аль-Хаттаб, который учредил “диваны” (регистрационные записи), позаимствовав их у персов. Все эти административные и научные вопросы не являются из конституции, не являются из числа законов шариата и потому они не входят в конституцию. Вследствие этого, обязанностью Исламского государства является то, чтобы его конституция была представлена законами шариата, то есть, чтобы ее конституция и законы были исламскими. Когда же государство принимает тот или иной закон, то оно должно принимать его на основе силы шариатских доказательств с правильным пониманием имеющейся проблемы.

Поэтому для государства будет обязательным сначала изучить проблему, чтобы ясно понять ее, так как понимание проблемы является очень важным условием для ее правильного решения. Затем следует изучить законы шариата, соответствующие рассматриваемой проблеме, а также изучить доказательства этих законов шариата, после чего государство принимает определенный закон, основываясь при этом на силе его доказательств. Эти законы шариата берутся либо как исламская точка зрения одного из мужтахидов, после того как доказательства были изучены, и есть уверенность в силе этих доказательств, либо выводятся непосредственно из Корана и Сунны, из единодушного мнения сахабов (ижмау-с-сахаба), и кыяса с обязательным соблюдением условий шариатского ижтихада, даже если это будет частичный ижтихад, то есть ижтихад совершенный по отдельно взятой проблеме. Так, например если государство захочет принять запрет на страхование товаров, то оно, прежде всего, должно будет изучить что такое страхование товаров вплоть до его полного понимания. Затем необходимо изучить средства, используемые для овладения имуществом, а потом применить закон Аллаха о собственности к страхованию и принять к данному положению шариатский закон.

Поэтому для конституции и каждого закона должно иметься введение, которое ясно объясняет тот мазхаб, из которого взята каждая статья, а также объясняет доказательство, на которое опирается мазхаб. Если же статья выведена посредством правильно выполненного ижтихада, то введение должно иметь разъяснение доказательства, из которого выведена статья. Это необходимо, для того чтобы мусульмане знали, что законы, которые приняты государством в конституции и законах, являются законами шариата, выведенными на основе правильного ижтихада. Ибо мусульмане не должны подчиняться государству, если законы, принятые государством не являются законами шариата. На этой основе государство принимает законы шариата, из которых и составляются конституция и законы, чтобы посредством них управлять гражданами исламского государства.

Ниже мы предоставляем мусульманам образец конституции исламского государства для всего исламского мира, чтобы они изучили ее, ведь они действуют на пути воссоздания исламского государства, которое в свою очередь будет распространять призыв Ислама во всем мире. Следует обратить внимание на то, что эта конституция, не предназначена для какой-то определенной страны. Напротив эта конституция предназначена для Исламского государства на весь исламский мир, и она абсолютно не имеет в виду какую-либо отдельную страну.

 

Проект конституции PDF
Проект конституции. 1 том
Проект конституции. Шариатские доказательства 2 том