Мировые лидеры мира собрались в Нью-Йорке на саммите ООН по вопросам климата. Договоренность в этой сфере кажется невыполнимой миссией.

Сокращения выбросов углерода - это вопрос об изменении образа жизни на Западе, но в развивающихся странах это является вопросом жизни и смерти. Обсуждение изменений климата невероятно сконцентрированно на Западе. Использование на Западе растущего опасения вокруг выброса углерода, чтобы осуществить случайный выстрел по относительно недавнему экономическому росту в Китае и Индии, является крайне лицемерным,учитывая то,что со времени промышленной революции исключительно западные страны несут сегодня ответственность за большую часть выбросов двуокиси углерода в мире.

Члены Группы Большой Восьмерки (G-8) - Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты - представляют собой промышленно развитые страны, и на них в совокупности приходится около двух третей мировой экономической производственной мощности. Начиная с 1850 года Северная Америка и Европа произвели 70% всех выбросов двуокиси углерода, по данным экономического обзора изменений климата Стерна. Промышленность, энергетика и транспорт являются крупнейшими производителями выбросов углекислого газа во всем мире - насчитывая 70% от всех выбросов парниковых газов в ЕС. Между тем, США с 5% населением от общемирового, является крупнейшим в мире загрязнителем в абсолютном выражении и на душу населения.

Каковы "плоды " промышленно развитого западного мира? Доступ к электричеству буквально в легком щелчке выключателя; казалось бы, безграничный Выбор и разнообразие товаров и бытовой техники со всех концов земли; несезонная экзотическая пища круглый год, самая усовершентвованная одноразовая упаковка, чтобы стимулировать продажи; неоправданно дешевые рейсы на короткие расстояния на выходные дни и предельная свобода при езде на "газовом-обжоре" (автомобили с большим расходом топлива и , следовательно, с сильными выхлопными газами - Хаммер, к примеру - от перев.) во время ежедневной поездки в школу, которая расположена всего лишь в двух кварталах от дома.

Для полного контраста, на долю развивающегося мира, преимущественно пораженного бедностью, включая Индию и Китай выпадает следующие: немного повезло тем, которые подключены к источникам энергии, с ежедневными перебоями, нет горячей воды, не говоря уже о водопроводе с чистой воды; смерть от недостатка ежедневного пропитания, искорененная на Западе полвека назад, управление всем бюджетом семьи (питание, жилье, транспорт, образование и здравоохранение) на сумму в менее 2 долл. в день, нет подстраховки со стороны государства для всеобщего благосостояния, и нет паспорта, что затрудняет рост рынка авиаперевозок.

С моральной точки зрения весьма сомнительно рассматривать Индию и Китай в качестве претендентов на ограничение выбросов углекислого газа, когда они только недавно начали вытягивать некоторых из своих граждан из уровня крайней нищеты. Кроме того, это посылает неверный сигнал другим бедным развивающимся странам, которые нуждаются в росте, индустриализации и сокращении бедности. К тому же, как подчеркивается в докладе Стерна, мир расплачивается в основном за прошлые выбросы, которые висели в земной атмосфере на протяжении нескольких десятилетий .

В добавок ко всему, весьма сомнительно то, что Запад серьезно воспринимает проблему потенциально катастрофических пропорций. Помимо роста сборников докладов на эту тему,было ли сделано что-нибудь реальное, чтобы сократить выбросы углекислого газа? Наиболее ярким примером является схема регулирования выбросов, которая является добровольной, с рыночным подходом к проблеме, который исключает ключевые сектора загрязнения, такие как авиалинии, и также исключает крупные загрязняющие страны, такие как США. Действительно так как план был запущен в январе 2005 года цена углеводорода разрешений либо стоимость загрязнения снизилась в реальном выражении. От инструмента, наиболее благоприятного по сэру Стерну для сокращения загрязнения углеродом Запад, мягко говоря, в смятении, потому что трудно увидеть поступки со стороны Запада, соответствующие их громким словам.

Учитывая смертельный коктейль капиталистической промышленной политики последние 150 лет в смеси с западной культурой необузданного потребления, разрушение воздуха, которым мы дышим, было предсказуемо. Последствия будут в основном в развивающихся странах - наводнения в Бангладеше, миграция и нехватка продовольствия в странах Африки южнее Сахары. В то время как Лондон и Нью-Йорк могут позволить себе заплатить, чтобы построить укрепления перед предстоящим приливом, Читтагонг и Мадагаскар едва ли способны накормить своих граждан. Похвальной и искренней была бы западная позиция, если бы развитые страны взяли инициативу в свои руки и постепенно сократили выделение углеводорода более, чем на 10 лет. Тогда западные лидеры серьезнее бы воспринимали крайне важное обсуждение будущего нашей планеты.

 

Ариф Самад

khilafah.com

(перевод halifat.info)