Халиф является тем, кто выступает от имени уммы в правлении, власти и претворении законов шариата. Поскольку Ислам определил правление и власть для уммы, которая уполномочивает в правлении того, кто претворяет его от её имени. Аллах возложил на неё претворение всех законов шариата.
Так как халиф устанавливается мусульманами, поэтому его действительность такова, что он является представителем от уммы в правлении, власти и претворении законов шариата. По этой причине халиф не может быть халифом, если умма не дала ему байат (присягу на верность). Байат уммы, данная ему в Халифате, делает его уполномоченным от неё. Заключение для него Халифата посредством этой байат даёт ему власть и обязывает умму подчиняться ему.
Тот, кто управляет делами мусульман, является халифом только лишь в том случае, если ахлю аль-халль ва аль-акд (обладающие правом решения и влиянием в умме) дали ему шариатскую «байат инъикад» (присяга заключения) с согласием и по доброй воле, а также, если он соответствует всем условиям заключения Халифата, и если после заключения Халифата ему, он начинает безотложно претворять законы шариата.
Титул
Титулы, которыми он называется, являются следующие: халиф, имам или амир-уль-муьминин. Эти титулы сообщены в достоверных хадисах и в единогласии сподвижников, как были названы этими титулами праведные халифы. Абу Саид Худрий передал от Посланника (с.а.с.), который сказал:
"إذا بويع لخليفتين فاقتلوا الآخر منهما"
«Если будет дана байат двум халифам, то последнего убейте» (хадис передан Муслимом). От Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:
"ومن بايع إماما فأعطاه صفقة يده، وثمره قلبه، فليطعه..."
«Кто со всей искренностью дал байат имаму, пусть проявляет послушание ему…» (хадис передал Муслим). От Авфа Ибн Малика и далее от Посланника Аллаха (с.а.с.) передано, что он сказал:
"خيار أئمتكم الذين تحبونهم ويحبونكم، وتصلون عليهم ويصلون عليكم"
«Лучшие ваши имамы – это те, которых вы любите, и которые любят вас, а также благословляете их, и они благословляют вас» (хадис передал Муслим). В этих хадисах упомянуты титулы правителя, который претворяет законы исламского шариата, и это халиф или имам.
Что касается титула «амир-уль-муьминин», то самый правильный хадис, приведенный о нем у Хакима в книге «Аль-мустадрак», это хадис Ибн Шихаба аз-Захрий. аз-Захабий сказал, что хадис сахих, и также вывел его ат-Табараний. Также сказал аль-Хайсамий, что передатчики хадиса правильны, и слова этого хадиса приводятся у Хакима так: «От Ибн Шихаба, что Умар Ибн Абдульазиз спросил Абу Бакра Ибн Сулайман Ибн Хасма: «...Во время Абу Бакра (р.а.) писалось: «От халифа (наместника, приемника) Посланника Аллаха (с.а.с.)». После, во время Умара, он писал, во-первых: «От халифа (приемника) Абу Бакра». А кто первый написал «от амир-уль-муьминин?» Он сказал: «Рассказала мне аш-Шафа, она была из первых переселившихся, что Умар Ибн аль-Хаттаб написал амиру Ирака, послать ему двух серьезных мужчин, для того чтобы спросить их об Ираке и его жителях. Амир Ирака послал Лубайда Ибн Рабиъа и Адий Ибн Хатима. Когда они прибыли в Медину, привязали своих верблюдов в тени мечети и зашли в нее. Тут они встретили Амра Ибн аль-Аса и сказали ему: «Спроси разрешение для нас у амир-уль-муьминин». Тогда Амр сказал: «Клянусь Аллахом, что вы правильно назвали его, он – амир, а мы – муьминин». Подскочив, Амр отправился к Умару, зайдя к нему, он сказал: «Ас-саламу алайка, о амир-уль-муьминин». Умар сказал: «Откуда ты взял это имя, Амр? Ты непременно разъяснишь, что сказал». Он сказал: «Лубайд Ибн Рабиъа и Адий Ибн Хатим, прибыв, оставили своих верблюдов в тени мечети, потом зашли ко мне и сказали: «Амр, возьми разрешение для нас у амир-уль-муьминин», – и они, клянусь Аллахом, правильно назвали тебя. Мы – муьминин, а ты – амир наш». Он сказал: «И так подписывалось послание после этого дня». А аш-Шафа была бабушкой Абу Бакра Ибн Сулеймана». После этого продолжали так называть праведных халифов во времена сподвижников и тех, кто был после них.
Условия халифа
Для того чтобы халиф заслуживал принятие руководства Халифатом, и чтобы ему могла быть дана присяга как халифу, он должен в полной мере обладать семью условиями. Эти семь условий являются условиями заключения байата, и они должны присутствовать у него в полном наличии, так что если теряется хотя бы одно из этих условий, то байат не заключается.
Условия заключения байата
1. Человек, избираемый на пост халифа должен быть мусульманином. Абсолютно недопустимо, чтобы неверующий был халифом, и подчинение ему не является обязательным, поскольку Всевышний Аллах говорит:
وَلَنْ يَجْعَلَ اللهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلا
«Никогда Аллах не даст неверным возможности над верующими!» (4:141)
Власть является самой сильной возможностью правителя над подчинённымы. Выражение в аяте с частицей «لَنْ - лян» (никогда не), указывающей на полное и постоянное отрицание, является кариной (указатель) на категоричность запрета того, чтобы кафир мог принимать какую-либо власть над мусульманами, будь то пост халифа или нижестоящие посты правления. И поскольку Аллах запретил, чтобы у кафиров было средство (т.е. власть) над мусульманами, то в силу этого мусульманам запрещено устанавливать кафира в качестве правителя над собой.
Кроме того, халиф является валиюль-амр (лицом, облеченным властью) и Всевышний Аллах обусловил, чтобы человек, облеченный властью над мусульманами, был мусульманином. Всевышний Аллах сказал:
يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأَمْرِ مِنْكُمْ
«О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти из вас». (4:59)
وَإِذَا جَآءَهُمْ أَمْرٌ مِنَ الأَمْنِ أَوِ الخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُولِي الأَمْرِ مِنْهُمْ
«А когда к ним придет какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом. А если бы они вернули его к Посланнику и обладающим властью из них». (4:83)
В любом месте Корана, где приводятся слова «ули-ль-амр» (облеченные властью) эти слова приводятся со связью, что эти лица являются из числа мусульман. Это указывает на то, что относительно лица, облеченного властью имеется условие, чтобы он был мусульманином. И в силу того, что халиф является лицом, облеченным властью и назначает других представителей власти, то естественно он должен быть мусульманином.
2. Халиф должен быть мужчиной. Нельзя, чтобы халифом была женщина. Бухарий передал от Абу Бакра, который сказал: «Как только до Посланника Аллаха (с.а.с.) дошло сообщение о том, что персы провозгласили своим королем дочь Хосрова, он сказал:
"لن يفلح قوم ولوا أمرهم امرأة"
«Никогда не будет иметь успеха народ, возложивший правление на женщину». Сообщение Посланника (с.а.с.) с отрицанием достижения успеха теми, кто возлагает правление на женщину, означает запрет на ее назначение правителем, так как это одна из форм требования. В силу того, что сообщение содержит в себе порицание тех, кто возлагают дела правления на женщину, отрицая достижения ими успеха, то это является кариной на категоричность запрета. Здесь запрет на назначение женщины правителем связан с кариной, которая указывает на решительное требование отказа от этого и, следовательно, такое назначение женщины запрещено. Речь идет именно о правлении, то есть о принятии руководства Халифатом и нижестоящих должностей, которые относятся к правлению. Потому что темой хадиса является принятие царствования дочерью Хосрова, и касается только темы правления, о которой говорится в хадисе, не являясь ограниченным только лишь этим событием, как и не является общим для всего и никоим образом не распространяется на иные сферы, кроме правления. Как, например, он не вбирает в себя ни судопроизводство, ни право совета и отчет правителей, ни выбор правителя, так как это все разрешено для женщины, и в ближайших главах все разъяснится.
3. Халиф должен быть совершеннолетним. Недопустимо, чтобы халифом был ребёнок. Абу Давуд передал от Али Ибн Абу Талиба (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"رفع القلم عن ثلاثة: عن الصبي حتى يبلغ، وعن النائم حتى يستيقظ، وعن المعتوه حتى يبرأ"
«Поднято перо (ответственность) от троих: от ребёнка, пока не достигнет совершеннолетия, от спящего, пока не проснется, и от умалишенного, пока не выздоровеет». В другом хадисе говорится:
"رفع القلم عن ثلاثة: عن المجنون المغلوب على عقله حتى يفيق، وعن النائم حتى يستيقظ، وعن الصبي حتى يحتلم"
«Поднято перо (ответственность) от троих: от умалишенного, пока не выздоровеет, от спящего, пока не проснется, от ребёнка, пока не достигнет совершеннолетия». Тот, на ком нет ответственности, не может самостоятельно распоряжаться своими делами, к тому же на него по шариату не возлагаются обязанности, и, следовательно, он не может быть халифом или занимать нижестоящие должности правления, поскольку он не в состоянии выполнять самостоятельные действия и самостоятельно распоряжаться. Также доказательством недопустимости того, чтобы ребенок может быть халифом, является сообщение, которое передал Бухарий «От Абу Укайла Зухра Ибн Мабада и далее от его деда, Абдуллаха Ибн Хишама, который застал при своей жизни Пророка (с.а.с.) передается, что его мать Зайнаб дочь Хамида, отвела его к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала ему: «Прими его присягу», - а Пророк (с.а.с.) сказал ей: «Он еще маленький», - и погладив его голову, попросил у Аллаха добра ему…» Если присяга ребёнка не принимается в расчет, и он не обязан давать присягу другому как халифу, то тем более он и сам не может быть халифом.
4. Халиф должен быть в здравом уме и невозможно, чтобы он был умалишенным, так как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поднято перо (т.е. ответственность) от троих: …от умалишенного пока не выздоровеет». На того, на ком нет ответственности, не возлагается исполнением обязанностей, поскольку разум является предметом возложения обязанностей и условием правильности действий. Халиф занимается деятельностью правления и исполнением шариатских обязанностей и поэтому не может быть умалишенным, так как умалишенный не может самостоятельно распоряжаться своими делами и тем более не может распоряжаться делами людей.
5. Халиф должен быть справедливым и не может быть нечестивым. Справедливость является необходимым условием для заключения байата на Халифат и его продолжительности на этой должности. Относительно свидетеля Всевышний Аллах поставил условие, что он должен быть справедливым. Всевышний Аллах сказал:
وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُم
«И возьмите свидетельство двух справедливых мужчин из вас». (65:2)
Тем более халиф, который стоит выше свидетеля, должен быть справедливым, так как наличие справедливости как условия для свидетеля тем более касается и халифа.
6. Халиф должен быть свободным. Поскольку раб, находящийся в руках своего хозяина не может самостоятельно распоряжаться самим собой и тем более не имеет возможности распоряжаться делами других и не имеет власти над людьми.
7. Халиф должен быть способным нести бремя Халифата, потому что это относится к требованиям присяги. Так как неспособный человек на это, не может проводить дела граждан государства согласно Корану и Сунне, на которых ему была дана байат. И махкамат-уль-мазалим решает степень неспособности, присутствие которых не должно быть у халифа, чтобы он был из тех, кто способны нести бремя Халифата.
Предпочтительные условия
Вышеприведенные условия являются условиями заключения байата на Халифат для халифа. Все остальные условия, кроме этих семи, не могут быть условиями для заключительного байата. Даже если условие является предпочтительным, потому что имеются достоверные тексты или закон, который подтвержден достоверным текстом. Дело в том, что для того чтобы условие могло быть условием заключительного байата, необходимо доказательство, которое указывает на его обусловленность и содержит в себе категоричное требование, чтобы это доказательство являлось кариной на обязательность. Если доказательство не содержит категоричное требование, то условие будет являться предпочтительным, а не условием заключительного байата. Доказательства, содержащие категоричное требование имеются лишь относительно этих семи условий и, следовательно, только они являются условиями заключительного байата. Все остальные условия, относительно которых имеется достоверное доказательство, являются предпочтительными и только. Как, например, быть курайшитом, муджтахидом, или уметь обращаться с оружием, и все другое, подобное этому, приведенное в текстах, не содержащих категоричного требования.
Метод установления халифа
Поручив умме дело установления халифа, шариат определил и метод (тарикъат) для исполнения этого ваджиба. Этот метод подтверждён Кораном, Сунной и Иджма-ус-сахаба. И этим методом является байат. То есть установление халифа происходит путем байата мусульман ему на то, что он будет действовать согласно Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (с.а.с.). Когда говорится мусульмане, имеется в виду мусульмане, которые были под ответственностью бывшего халифа, если Халифат был, или мусульмане какой-либо страны, в которой построится Халифат, если его не было.
Что же касается сущности этого метода, и то что он является байатом, то это обосновано тем, что мусульмане дали байат Пророку (с.а.с.). Так же Пророк (с.а.с.) приказал нам давать байат одному имаму (халифу). Байат, данный мусульманами Пророку (с.а.с.) был байатом подчинения его власти, а не признания его пророчества. Ибо это был байат действия, а не пророчества. То есть Пророку (с.а.с.) давали байат не в качестве пророка и посланника, а в качестве правителя. Признание пророческой миссии – это вера (иман), а не байат. Отсюда видно, что Пророку (с.а.с.) да¬вали байат как главе государства. О байате говорится и в Коране и в Сунне.
Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا جَاءكَ الْمُؤْمِنَاتُ يُبَايِعْنَكَ عَلَى أَن لاَّ يُشْرِكْنَ بِاللَّهِ شَيْئًا وَلاَ يَسْرِقْنَ وَلاَ يَزْنِينَ وَلاَ يَقْتُلْنَ أَوْلاَدَهُنَّ وَلاَ يَأْتِينَ بِبُهْتَانٍ يَفْتَرِينَهُ بَيْنَ أَيْدِيهِنَّ وَأَرْجُلِهِنَّ وَلاَ يَعْصِينَكَ فِي مَعْرُوفٍ فَبَايِعْهُنَّ
«О Пророк! Когда придут к тебе верующие женщины, присягая тебе в том, что они ничего не будут придавать Аллаху в сотоварищи, и не будут красть, прелюбодействовать или убивать своих детей, и не будут приводить лжи, измышляя её, и не будут ослушива¬ться тебя в одобряемом, то прими их байат». (60:12)
إِنَّ الَّذِينَ يُبَايِعُونَكَ إِنَّمَا يُبَايِعُونَ اللَّهَ يَدُ اللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ
«Поистине, те, которые дают тебе байат, дают байат Аллаху. Рука Аллаха – над их руками». (48:10)
Передаёт Бухарий: «Исмаил от Малика, а Малик от Яхйя Ибн Саида передали следующий хадис: «Мой отец говорил, что Убада Ибн Самит сказал: «Мы дали байат Пророку (с.а.с.), поклявшись проявлять подчинение и послушание и в радости, и в горе, не оспаривать власть у её обладателей, и всегда говорить правду и бороться за истину, не боясь порицания порицающих». Передаёт Муслим от Абдуллаха Ибн Амр Ибн Аса: «Пророк (с.а.с.) сказал:
"ومن بايع إماما فأعطاه صفقة يده، وثمره قلبه، فليطعه إن استطاع. فإن جاء آخر ينازعه، فاضربوا عنق الآخر"
«Кто дал байат какому-либо имаму (халиф) рукой и сердцем, то пусть подчи¬няется ему, насколько это в его силах. Если появится другой халиф и нач¬нёт оспаривать власть у первого халифа, то отрубите ему голову». Также Муслим передаёт от Абу Саида Худрий (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:
"إذا بويع لخليفتين فاقتلوا الآخر منهما"
«Если будет дан байат двум халифам, то последнего из них убейте». Также Myслим передаёт от Абу Хазима (р.а.), который говорит: «Пять лет я находился вместе с Абу Хурайрой, проводя дни в общении с ним, и слышал от него следующий хадис. Пророк (с.а.с.) сказал:
"كانت بنو إسرائيل تسوسهم الأتبياء، كلما هلك نبي خلفه نبي، وإنه لا نبي بعدي، وستكون خلفاء فتكثر، قالوا فما تأمرنا؟ قال: فوا ببيعة الأول فالأول، وأعطوهم حقهم، فإن الله سائلهم عما استرعاهم"
«Сынами Израиля управляли пророки. Ес¬ли умирал один пророк, ему на смену приходил другой. После меня же пророков не будет. В будущем появятся халифы, и их будет много». Сподвижники спросили: «Что же ты нам прикажешь?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Соблюдайте тот байат, который вы дали первому, и первому из них, и отдавайте им их права. Воистину Аллах спросит о том, что Он дал им под паству (ответственность)». Как видим, в Коране и Сунне содержатся очевидные доказательства того, что методом утверждения халифа является байат. Все сподвижники это понимали и следовали это¬му. И байат праведных халифов ясен в этом.
Практические процедуры для установления халифа и заключения байата
Практические меры, с помощью которых происходит установление халифа, до того как ему дается байат, могут быть разными. Как это происходило с праведными халифами, правившими сразу после смерти Пророка (с.а.с.), Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али, да будет доволен ими Аллах. Все сподвижники проявили своё молчаливое согласие с происходящим и признали его. Если происходящее являлось бы противоречащим шариату, то они отвергли бы это. Ибо это дело такое важное, что от правильности его исполнения зависит само су¬ществование исламского общества и сохранение исламского правления. При внимательном рассмотрении того, каким образом происходило установление вышеназванных халифов, мы видим, какая полемика развернулась на тер¬расе Бану Саида. В качестве кандидатов на пост халифа рассматривались кандидатуры Саъда, Абу Убайды, Умара и Абу Бакра. Однако Умар и Абу Убайда не согласились быть соперниками Абу Бакру, и случилось так, что как будто бы дело осталось между Абу Бакром и Саъдом Ибн Убада. И в результате дискуссии присягу дали Абу Бакру. На следую¬щий день все мусульмане были приглашены в мечеть, и также дали ему байат. Байат, данный на террасе Бану Саида, был заключительным байатом, который дал Абу Бакру (р.а.) право называться халифом мусульман. Байат же, данный на следующий день в мечети, был байатом на подчинение. Ког¬да же Абу Бакр тяжело заболел, почувствовав, что его болезнь смертельная, и особенно беспокоясь о положении войска мусульман, которое воевало с огромными в то время государствами, Римом и Персией, он собрал у себя мусульман, что¬бы посоветоваться о том, кто может стать халифом в случае его смерти.
Такое положение продлилось три месяца. Затем, уточнив мнение большинства мусульман, Абу Бакр (р.а.) поручил им, выражаясь современной терминологией «выдвинул кандидатуру» Умара, чтобы он стал после него халифом. И это поручение или выдвижение кандидатуры не было заключением Халифата после него для Умара. Потому что мусульмане после смерти Абу Бакра (р.а.) собрались в мечети и дали байат Умару. Так, Умар стал халифом благодаря этому байату, а не из-за советов и поручения Абу Бакра. Потому что если выдвижение Абу Бакром кандидатуры Умара было бы заключением договора для Халифата, то он не нуждался бы в байате мусульман. Это, кроме вышеупомянутых текстов, которые ясно указывают на то, что никто не становится халифом без байата мусульман. Когда Умар (р.а.) был ранен, мусульмане обратились к нему с просьбой оставить после себя кого-нибудь преемником. Умар отказался от этого. Однако мусульмане настаивали на своём. Тогда Умар (р.а.) назвал имена шести кандидатов, то есть выдвинул для них кандидатуру шести сподвижников. Затем поручил Сухайбу проводить намазы, и следить за ходом дела собрания, пока те, которых выдвинул Умар, в течение трех дней, которых он определил им, не выберут среди них халифа. И сказал Сухайбу: «...и если пятеро из них согласятся с одной кандидатурой, а один не будет согласен, то отруби ему голову мечем...». Как это передает Ат-Табарий в «Истории», Ибн Къутайба автор книги «Аль-имама ва ас-сияса» (Имамство и политика), известной под названием «История халифов».
Также Ибн Саъд в «Ат-табакъат аль-кубра» передаёт: «…Затем Умар назначил Абу Талху Ансарий во главе пятидесяти человек для их охраны. Микъдаду Ибн Асваду Умар поручил определить место для их собрания. После смерти Умара (р.а.) и как только началось собрание кандидатов, Абдуррахман Ибн Авф сказал: «Кто из вас снимет свою кандидатуру из числа претендентов, и оставляет свое право лучшему из вас?» После этих слов настало молчание. Тогда Абдуррахман сказал: «Я снимаю свою кандидатуру». После этого Абдуррахман Ибн Авф начал советоваться с каждым в отдельности, говоря: «Если не считать тебя, то кого ты видишь более достойным для Халифата?» Их ответы ограничились на двух, Али и Усман. Затем Абдуррахман Ибн Авф вернулся к мнению мусульман, и узнал также и их мнение, опросил мнение мусульман, мужчин и женщин. Он работал не только днем, но и ночью тоже». Передает Бухарий от Мисвара Ибн Махрама, который сказал: «Пришёл ко мне ночью Абдуррахман и стучал в дверь, пока я не проснулся. И сказал: «Вижу тебя спящим, клянусь Аллахом, не имел ты счастья эти три ночи, множеством сна». После того как люди совершили утренний намаз, завершился байат Усману. Усман с байатом мусульман стал халифом, а не с выдвижением шести кандидатур Умаром. После убийства Усмана мусульмане в Медине и Куфе дали байат Али Ибн Абу Талибу, и с байатом мусульман он стал халифом.
Если внимательно посмотреть на то, как сподвижники (да будет доволен ими Аллах) давали байат, нам становится ясным то, что кандидатуры на пост халифа объявлялись людям. И условия заключения байата присутствовали у всех из них. После этого бралось мнение ахли халь валь акд, представителей мусульман. Представители во время праведных халифов были сподвижники (да будет доволен ими Аллах) или жители Медины. И того, кого желали сподвижники или большинство из сподвижников, тому давался заключительный байат, после чего он становился халифом. И подчинение ему становится обязательным. После этого присяга мусульман является присягой на подчинение халифу. Таким образом, появляется халиф, который становится тем, кто выступает от имени уммы в правлении и власти.
Это то, что понимается из истории байата праведных халифов (да будет доволен ими Аллах). Также есть еще две вещи, понимаемые из выдвижения шести кандидатур Умаром (р.а.), и в проведении байата Усмана (р.а.):
1) присутствие временного амира, который во время избрания нового халифа является амиром;
2) ограничение кандидатур до шести, как максимум.
Временный амир
Если халиф чувствует приближение своей смерти, перед тем как освободить должность в Халифате, он может в подходящий момент поставить временного амира, который будет решать проблемы мусульман, пока проводится назначение нового халифа. Он приступает к своей должности сразу после смерти халифа, и его основной работой является завершение назначения нового халифа в течение трех дней.
Временный амир не имеет права принимать законы (табанний). Так как это является правом халифа, которому умма дала байат. Также он не может быть кандидатом на пост халифа, как и не может поддерживать кандидатов. Потому что Умар (р.а.) назначил его не из тех, кого выдвинул на пост халифа.
Полномочие этого амира заканчивается сразу после установления нового халифа, так как обязанность в этом деле является временной.
Доказательством на то, что Сухайб был временным амиром, назначенным Умаром (р.а.), является следующее. Слова Умара (р.а.), обращенные к шести кандидатам: «и пусть эти три дня, пока вы советуетесь, намаз проводит Сухайб». После чего он сказал Сухайбу: «Исполняй обязанности имама в течение трех дней», – до слов: «...и если пятеро из них согласятся с одной кандидатурой, а один не будет согласен, то отруби ему голову мечем...». Это означает то, что Сухайб был назначен над ними амиром, он был назначен имамом в намазах, а имамство в намазах означает амирство над людьми. Так как он был уполномочен в наказании «то отруби ему голову мечем», а кроме амира, никто не имеет права наказания.
Все это происходило на глазах у сподвижников, и ни один из них не высказал свой протест. Это является единодушием сподвижников (иджма-ус-сахаба) в том, что халиф может назначить временного амира, который проследит за процессом установления нового халифа. Так халиф может принять закон, который гласит о том, что если халиф умер, не назначив временного амира для проведения процесса назначения нового халифа, то им может быть какая-либо личность временно.
Мы здесь принимаем существование временного амира. И если халиф не назначил его во время своей смертельной болезни, то им будет самый старший по возрасту помощник (муъавин). При одном условии, если этот муъавин не выдвинул свою кандидатуру. Если выдвинул, то будет следующий по возрасту муавин и т.д. за ними следуют исполнительные визири по тому же методу.
Эта норма претворяется в положении отстранения халифа. Тогда временный амир должен быть из самых старших по возрасту муавинов, если он не выдвинул свою кандидатуру, а если выдвинул, то тот, кто следует за ним, до последнего муавина, потом старший возрастом исполнительный визир и т.д. А если они все выдвинули свои кандидатуры, то на временное амирство назначается кто-либо из молодых исполнительных визиров.
Так же, эта норма претворяется в то время, когда халиф попадает в плен, но с некоторыми подробностями, связанными с полномочиями временного амира в этом положении. В положении когда халиф окажется в плену у врага, и не будет надежды на его освобождение, или есть надежда на его освобождение, и эти полномочия упорядочатся законом, изданным в свое время.
Этот амир отличается от того, которого халиф оставляет заместителем во время поездки или когда он уходит на джихад. Как это делал Посланник Аллаха (с.а.с.), когда выходил на джихад, или во время прощального хаджа, и т.п.. Тому, кто остается заместителем, халиф определяет его полномочия в решении проблем, которые требуют этого заместительства.
Ограниченность кандидатур
Прослеживая процесс установления праведных халифов проясняется, что существовала ограниченность кандидатур. Например, под навесом Бану Саъда кандидатами на Халифат были Абу Бакр, Умар, Абу Убайда и Саъд Ибн Убада, количество ограничилось ими. Однако Умар и Абу Убайда не равнялись Абу Бакру, поэтому они не соперничали с ним на Халифат. И практически, выдвижение кандидатур ограничилось Абу Бакром и Саъдом Ибн Убада. После чего «ахлю халь валь акд» под навесом, избрали Абу Бакра халифом, дав ему «байат иньикад» (заключительную присягу). А на следующий день в мечети, мусульмане дали Абу Бакру «байат таъа» (присягу подчинения).
Абу Бакр выдвинул кандидатуру Умара на халифа для мусульман, и не было другого кандидата. Потом мусульмане дали «байат иньикад», а потом «байат таъа».
Умар выдвинул шесть кандидатур и ограничил их количество ими, чтобы они избрали из них халифа. После чего Абдуррахман Ибн Авф дискутировал с оставшимися пятью кандидатами, и ограничил количество кандидатур двумя: Али и Усманом. Потом он узнал мнение людей, которое утвердилось на Усмане, как халифе.
Что касается Али (р.а.), то не было никого другого, как кандидатуры на Халифат кроме него, и мусульмане Медины и Куфы дали ему байат. Так он стал четвертым халифом.
Так в присяге Усману (р.а.) осуществилось следующее: максимум разрешенный срок для избрания халифа, то есть три дня и две ночи. Так же ограничение кандидатов шестью, а после, двумя. Так как это касается нашей темы, то мы со всеми подробностями напомним, как все это происходило:
1. Умар (р.а.) скончался в воскресение утром, в начале месяца мухаррам в 24 году хиджрий от ножевого ранения, нанесенного неким Абу Луълуъ (да проклянет его Аллах). Это произошло в среду утром в тот момент, когда Умар, стоя в михрабе, читал утренний намаз. До конца месяца зуль хиджжы 23 года хиджрий оставалось четыре дня. Погребальный намаз над ним прочитал Сухайб (р.а.), так как завещал ему Умар (р.а).
2. Когда Микъдад освободился от ритуалов погребения, то собрал шура шестерых, которых завещал Умар, в одном из домов, а Абу Талха охранял их там. Они совещались, после чего передали свои голоса по избранию халифа Абдуррахману Ибн Авфу, и согласились с его выбором.
3. Абдуррахман начал советоваться с ними и спрашивать каждого наедине, что если исключить его кандидатуру, то кого он выбрал бы? Их ответы остановились на Али и Усмане. Следовательно, Абдуррахман ограничил число кандидатов двумя из шести.
4. Потом Абдуррахман начал советоваться с людьми, как это уже известно.
5. В ночь на среду, то есть в ночь третьего дня после смерти Умара (р.а.), Абдуррахман отправился в дом своего племянника Мисвара Ибн Махрама. Здесь мы приведем из истории Ибн Касира «Ал-бидая ва ан-нихая»: «Ночью четвертого дня, после смерти Умара, Абдуррахман пришел домой к племяннику, Мисвару Ибн Махрам, и сказал: «Спишь, Мисвар? Клянусь Аллахом, не имел ты счастья эти три ночи, множеством сна...». То есть три ночи после смерти Умара утром на воскресенье. То есть ночь понедельника, вторника, и среды. Потом он сказал: «Иди и позови ко мне Али и Усмана...», – потом он направился вместе с ними в мечеть..., где призвали людей к общему намазу...». Это происходило в среду утром, Абдуррахман, взяв за руку Али (р.а.) и возвеличив его, спросил: «Принимаешь ли ты мою присягу на Книге Аллаха, Сунне Его Пророка и деле Абу Бакра и Умара». Известный ответ Али был таков: «На Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да, принимаю. Однако дело Абу Бакра и Умара – это иджтихад». Абдуррахман отпустил руку Али и подозвал к себе Усмана. Взяв его за руку, Абдуррахман спросил: «Принимаешь ли ты мою присягу на Книге Аллаха, Сунне Его Пророка и деле Абу Бакра и Умара». «О Аллах, да» – ответил Усман. Так завершился байат Усману (р.а.).
В этот день Сухайб провел утренний и полуденный намаз, потом Усман (р.а.), как халиф мусульман провел предвечерний намаз. То есть, несмотря на то, что заключительный байат начался с раннего утра, имамство Сухайба закончилось только после байата «ахли халь валь акд» в Медине. Их байат закончился перед предвечерним намазом, сподвижники призывались к байату Усмана до предвечернего намаза. Дело закончилось перед асром, и имамство Сухайба также закончилось, после чего Усман провел общественный намаз в качестве халифа мусульман.
Автор «Аль-бидая ва ан-нихая» объясняет, почему Сухайб проводил полуденный намаз, несмотря на то, что байат Усману уже закончился на рассвете. Он говорит: «...Люди дали ему байат в мечети, потом его повели в дом шуры, то есть дом, где собрались ахлю шура, где остальные люди дали ему байат. Байат заключился только после полудня. В тот день полуденный намаз проводил Сухайб в мечети Посланника (с.а.с.). А первый проведенный намаз халифом, амиром мусульман, Усманом, был предвечерний...».
(Есть разногласия вокруг того, когда ранили Умара, когда он умер, и когда дали байат Усману… Но здесь мы привели самое достоверное сообщение).
На основании этого необходимо учитывать при выдвижении кандидатур на пост халифа, после его освобождения (путем устранения или смерти) следующие вещи:
1) работа для выдвижения кандидатуры должна происходить днём и ночью на протяжении данного срока;
2) ограничение кандидатов в отношении наличия заключительных условий, этим занимается суд (махкамат-уль-мазалим);
3) ограничение имеющихся кандидатов два раза: первый раз шестью, и второй раз двумя. Занимается этим Маджлис уль-умма (Собрание уммы), так как он представляет умму. Потому что умма предоставила это право Умару, он ограничил их шестью. А шестеро уполномочили между собой Абдуррахмана, а он после дискуссии ограничил между двумя. Инстанцией всего этого, как это стало ясно, является умма, то есть ее представители;
4) полномочия временного амира заканчиваются с окончанием процедур байата и назначением халифа, а не с момента объявления результатов выбора, как, например, имамство Сухайба закончилось не с выбором Усмана, а с момента байата.
На основе вышесказанного, издается закон, определяющий метод избирания халифа в течение трех дней и ночей. Закон для этого уже установлен, с дозволения Аллаха, и в подходящем для этого времени пройдет рассмотрение и принятие этого закона.
Это в том случае, если халиф был, но произошло его отстранение или смерть, и нужно выбирать вместо него халифа. Но если халифа вообще не было, то мусульманам стало фардом установление халифа, для претворения законов шариата, и для донесения даъвата всему миру. Подобно реальности, после распада Халифата в Стамбуле 28 раджаба 1342 года хиджрий (3/03/1924). Каждая страна из существующих исламских стран в мире является пригодной для принесения присяги халифу. Этим заключится Халифат. И если в одной из этих исламских стран дали байат халифу, и Халифат заключился для него, то мусульманам других стран становится фардом дать ему байат на подчинение. В стране, жителями которого был дан байат халифу, должны присутствовать следующие четыре вещи:
1. Власть в этой стране должна быть независимой, опирающийся только на мусульман, без опоры на страны неверия или их влияние.
2. Безопасность мусульман в этой стране должна осуществляться Исламом, а не безопасностью неверия. То есть внутренняя и внешняя безопасность этой страны должна быть обеспечена силами мусульман, с принятием в расчет этих сил, как чисто исламской силы.
3. Эта страна должна сразу приступить к полному претворению всех законов Ислама и заботиться о распространении исламского призыва.
4. Халиф, которому дается присяга, должен соответствовать условиям заключения Халифата и не является обязательным, чтобы он соответствовал предпочтительным условиям.
Если эта страна в полной мере имеет эти четыре положения, то Халифат образовывается благодаря байату, данной лишь в этой одной страной. И халиф, которому дали байат, заключившийся на правильной основе, по шариату является халифом. И давать байат кому-либо другому является харамом.
Любая другая страна, давшая байат другому халифу, после первого, не принимается и является ложной, в соответствии со словами Посланника Аллаха (с.а.с.):
"إذا بويع لخليفتين فاقتلوا الآخر منهما"
«Если будет дан байат двум халифам, то второго из них убейте».
"...فوا ببيعة الأول فالأول"
«...Будьте верными присяге первого и первого».
"ومن بايع إماما فأعطاه صفقة يده، وثمره قلبه، فليطعه إن استطاع. فإن جاء آخر ينازعه، فاضربوا عنق الآخر"
«Кто со всей искренностью дал присягу имаму на верность, пусть проявляет послушание ему. Если же объявится другой халиф, претендующий на Халифат, то отрубите ему голову».
Способ принесения байата
Мы уже объясняли доказательства байата и то, что он является методом в Исламе для избрания халифа. Байат происходит через рукопожатие или в пись¬менном виде. Абдуллах Ибн Динар говорит: «Когда люди собрались выбрать халифом Абдульмалика, я видел, как Ибн Умар (р.а.) написал следующее: «Я принял решение в меру своих сил подчиняться и проявлять послушание рабу Аллаха, повелителю правоверных Абдульмалику в соответствии с Книгой Аллаха и Сун¬ной Его Пророка (с.а.с.)». Каким бы из этих способов не был дан байат, он является правильным.
Однако необходимым условием является то, чтобы байат давался теми, кто достиг совершеннолетия. Байат младенцев не принимается. Абу Укайл Зухра Ибн Маъбад передаёт от своего деда Абдуллах Ибн Хишама (р.а.), что однажды, когда он был ещё младенцем, его мать Зайнаб Бинт Хумайд привела его к Пророку (с.а.с.) со словами: «О Посланник Аллаха, пусть он даст тебе байат». На что Пророк (с.а.с.) сказал: «Он ещё маленький и, погладив его по голове, помолился за него». Передает Бухарий.
Что касается текста байата, то он не ограничен какими-то конкретными словами. Но он должен включать в себя определённые условия. В отношении халифа – это то, что он будет править в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Пророка (с.а.с.). А в отношении дающего байат – это то, что он будет подчиняться халифу в радости и в горе, в лёгкости и в трудности. Будет издан закон, определяющий эту форму в соответствии с предыдущими данными.
Когда будет дан байат халифу, байат становится аманатом (долгом) того, кто его дал, и ему не дозволено нарушить его. То есть, если смотреть с точки зрения вступления Халифата в законную силу, то байат, пока он не дан, является правом любого мусульманина. Если же он дал байат, то обязан его соблюдать, и он не может его вернуть. Бухарий передаёт от Джабира Ибн Абдуллаха (р.а.) следующее: «Один бедуин дал байат Пророку (с.а.с.). Когда ему стало трудно, он сказал Пророку (с.а.с.): «Отмени мой байат». Пророк (с.а.с.) не ответил ему. Затем он пришёл ещё раз с такой же просьбой, и вновь Пророк (с.а.с.) ему не ответил. Затем он ушёл из Медины. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Медина подобна наковальне кузнеца: всё грязное уходит, а чистое становится ещё чище»». Муслим передаёт от Нафиа (р.а.), который говорит: «Абдуллах Ибн Умар мне рассказывал, как Пророк (с.а.с.) сказал:
"من خلع يدا من طاعة لقي الله يوم القيامة لا حجة له"
«Кто откажется от подчинения, тот предстанет перед Аллахом в день Суда, не имея никаких оправданий». Нарушение байата, данного халифу, является отказом от подчинения Аллаху. Однако это в том случае, если данный человеком байат является заключительным байатом или байатом подчинения тому халифу, который обрел заключительный байат. Если же он сначала дал байат одному человеку, но тот не смог обрести заключительный байат, то из-за того, что мусульмане не выбрали его халифом он может отказаться от своего байата. Вышеприведённый хадис запрещает нарушать байат, данный законному халифу, а не тому человеку, который не смог стать халифом мусульман в полной мере.
Халифат – это одно единое государство
Мусульмане должны (ваджиб) быть все в одном государстве, и у них должен быть один халиф. Наличие нескольких исламских государств и нескольких халифов – запрещено (харам).
Также система правления в Исламском государстве должна быть единой системой. Использование федеративной системы – запрещено (харам). Доказательством этому является следующее. Муслим передал от Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"ومن بايع إماما فأعطاه صفقة يده، وثمره قلبه، فليطعه إن استطاع. فإن جاء آخر ينازعه، فاضربوا عنق الآخر"
«Кто даст байат имаму рукой и сердцем, то пусть подчиняется ему в меру своих сил. Если же появится другой претендент на Халифат, то отрубите ему голову». Также Муслим передал от Арфаджа, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"من أتاكم وأمركم جميع على رجل واحد، يريد أن يشق عصاكم، أو يفرق جماعتكم، فاقتلوه"
«Убейте того человека, который стремится разрушить ваше единство, в то время как вы все подчиняетесь одному правителю»». Также Муслим передал от Абу Саида Худри, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"إذا بويع لخليفتين فاقتلوا الآخر منهما"
«Если будет дан байат двум халифам, то последого из них убейте». Также Муслим передал от Абу Хазима, который сказал: «Пять лет я жил вместе с Абу Хурайрой и слышал от него, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"كانت بنو إسرائيل تسوسهم الأتبياء، كلما هلك نبي خلفه نبي، وإنه لا نبي بعدي، وستكون خلفاء فتكثر، قالوا فما تأمرنا؟ قال: فوا ببيعة الأول فالأول، وأعطوهم حقهم، فإن الله سائلهم عما استرعاهم"
«Сынами Израиля руководили пророки, каждый раз, когда умирал пророк, ему на смену приходил другой. После меня же пророков не будет. А будут халифы, и их будет много». «Что ты нам прикажешь?» – спросили сподвижники. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал им: «Соблюдайте байат, данный первому, и первому, и соблюдайте их право. Поистине Аллах спросит их о том, что дал им под ответственность»».
Первый хадис разъясняет то, что если Халифат дан одному человеку, то подчинение ему – обязательно (ваджиб). Если же кто-то другой станет оспаривать Халифат, то становится ваджибом бороться против этого человека и убить его, если он не откажется от своих притязаний.
Второй хадис указывает на необходимость (ваджиб) убить того человека, который придет с намерением расколоть единство мусульман и разделить их общину, в то время когда они живут единым обществом, подчиняясь одному халифу. Смысл этих двух хадисов указывает на необходимость сохранения единства государства, пусть даже при помощи силы.
Третий хадис указывает на то, что в положении, когда государство осталось без халифа, по причине его смерти или отстранения, и дан байат двоим, то второго из них необходимо (ваджиб) убить. То есть халифом будет являться тот, кому дали первый, правильный байат. И убивается тот, которому дали байат после этого, если он не отступает от Халифата. Тем более, если байат дан более чем двум людям. Это указывает на запрещенность деления государства, т.е. делать из одного государства несколько государств является харамом. Напротив, Исламское государство должно быть (ваджиб) единым и неделимым.
Четвертый хадис указывает на то, что после Посланника Аллаха (с.а.с.) увеличится число халифов. И когда сподвижники (р.а.) спросили, что он им приказывает в этом случае, им было сказано, чтобы они подчинялись тому халифу, которому первым был дан байат. Ибо только он является законным халифом, и только ему следует подчиняться. Что же касается других, то нет подчинения им, ибо их байат не соответствует шариату и является незаконным, потому что нельзя, чтобы мусульмане уже имея халифа, дали байат другому халифу. Также этот хадис указывает на обязательность (ваджиб) подчинения лишь одному халифу, и, следовательно, нельзя чтобы у мусульман было более одного халифа и более одного государства.
Полномочия халифа
Халиф обладает следующими полномочиями:
1. Он тот, кто принимает (делает табанний) шариатские законы, необходимые для решения проблем уммы, с помощью правильного иджтихада (выведения законов) из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (с.а.с.). Этим законам придается статус государственных законов, которым необходимо подчиняться и нельзя их нарушать.
2. Он ответственен за внутреннюю и внешнюю политику государства. Он – верховный главнокомандующий. Лишь он обладает правом объявить войну, заключать мирные, временные и другие договора и соглашения.
3. Ему принадлежит право принять или отказать в принятии иностранных послов, назначать или уволнять послов мусульман.
4. Он назначает и освобождает от занимаемой должности муавинов и валиев, которые ответственны перед халифом и Маджлис-уль-умма.
5. Он назначает и освобождает от занимаемой должности верховного судью и судей, за исключением кади-мазалим (судья, устраняющий несправедливости и притеснения). Халиф назначает кади-мазалима, но что касается устранения, то существуют условия, которые будут рассмотрены в теме «Судьи». Также халиф назначает и увольняет управляющих ведомствами, командующего армией, начальников штабов и бригадных командиров. Все они подотчётны халифу, и не являются подотчётными перед Маджлис-уль-умма.
6. Он принимает (табанний) шариатские законы, регулирующие государственный бюджет, он определяет разделы бюджета и суммы, необходимые для каждого направления, равно связано это с приходами или расходами.
Касательно подробных доказательств шести вышеуказанных пунктов, то доказательством первому пункту является иджма-ус-сахаба. «Закон» является словом, имеющим условное значение, и означает приказ, изданный правителем, чтобы люди следовали ему. Закон определяется как «совокупность правил, которым власть обязывает людей следовать в своих взаимоотношениях», т.е. если правитель обязал определёнными законами, то эти законы становятся законом, которому должны следовать люди. Если же правитель не обязал ими людей, то они законом не являются, и люди не обязаны им следовать. Мусульмане следуют законам шариата, следовательно, они следуют приказам и запретам Аллаха, а не приказам и запретам правителя. Однако между сподвижниками имело место расхождение в шариатских законах. Некоторые из них понимали из шариатских текстов то, чего другие не понимали, и каждый из них поступал в соответствии со своим пониманием, являющееся законом Аллаха, в отношении него. Но есть шариатские законы, где управление делами уммы требует, чтобы все мусульмане следовали одному мнению, а не собственному иджтихаду. И это в действительности имело место.
Например, Абу Бакр (р.а.) считал, что богатство необходимо распределять поровну между мусульманами, потому что это равное право всех мусульман. Умар же (р.а.) считал неправильным давать тому, кто раньше сражался против Посланника Аллаха (с.а.с.) столько же, сколько тому, кто сражался вместе с ним, а также давать богатым столько, сколько и бедным. Однако, будучи халифом Абу Бакр (р.а.) приказал следовать своему мнению, т.е. принял закон, чтобы богатство распределялось поровну. И мусульмане следовали ему в этом, следовали этому и валийи с судьями. Подчинился этому и Умар (р.а.), поступая согласно мнению Абу Бакра (р.а.). Когда же Умар (р.а.) стал халифом, то принял мнение, которое противоречило мнению Абу Бакра (р.а.), т.е. он велел распределять богатства не поровну, а по превосходству. В результате богатства стали распределяться в зависимости от первенства (в Исламе) и нуждаемости. И мусульмане последовали этому. И судьи и валийи, поступали согласно этому решению. Иджма-ус-сахаба же заключается в том, что имам обладает правом принять определённые законы, выведенные из шариата правильным иджтихадом, и приказать поступать согласно им, и мусульмане должны (ваджиб) подчиняться им и оставить свои мнения и иджтихады, даже если эти законы противоречат их иджтихаду. Эти принятые халифом законы являются законами. Отсюда, право установления законов (табанний) принадлежит лишь одному халифу, и никто абсолютно кроме него, таким полномочием не обладает.
Доказательством второго пункта является действие Посланника Аллаха (с.а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с.) сам занимался всеми внутренними делами государства: назначал валиев и кадиев, отчитывал их, контролировал куплю-продажу, запрещая обман в торговле, делил богатства между людьми, помогал им в трудоустройстве. Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сам занимался всеми внешними делами государства, обращаясь к королям, принимая делегации. Посланник Аллаха (с.а.с.) был действительным главнокомандующим армией, участвуя в сражениях в качестве командующего, отправляя отряды, назначая их командиров. Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) назначил Усаму Ибн Зайда командовать отрядом, чтобы отправить его в страны Шама. Сподвижники воспротивились этому по причине того, что Усама был молод. Однако Посланник Аллаха (с.а.с.) заставил их подчиниться Усаме. Из этого становится ясно, что халиф является не только верховным главнокомандующим, но и практическим руководителем армии. Также Посланник Аллаха (с.а.с.) объявил войну против курайшитов многобожников, Бану Курайза, Бану Надира, Бану Кайнука, Хайбара, Византии (Рум). Каждая война, имевшая место, была объявлена Посланником Аллаха (с.а.с.), что указывает на то, что объявление войны является прерогативой халифа. Посланник Аллаха (с.а.с.) заключил договора с евреями, с племенем Бану Мудлидж и их союзниками из Бану Дамра, с Йуханна Ибн Руъба, хозяином Айла (местность между Меккой и Мединой). Договор Худайбия был заключен им, невзирая на резкое недовольство мусульман, что указывает на то, что заключение договоров и соглашений является прерогативой халифа, независимо от того, мирный ли это договор или какое-либо иное соглашение.
Доказательством третьего пункта является то, что Посланник Аллаха (с.а.с.) принял посла Мусайлимы ал-Каззаба (обманщик) и посла курайшитов Абу Рафиа. Также он отправил послов к Ираклию, Хосрову, Мукавкису, правителю Хиры – Харису Гассанию, правителю Йемена – Харису Хумайрию, правителю Эфиопии – Наджаши. Во время Худайбия Посланник Аллаха (с.а.с.) послал Усмана Ибн Аффана послом к курайшитам, что указывает на то, что приём и отказ в принятии чужих послов, назначение послов – прерогатива халифа.
Что касается четвертого пункта, то Посланник Аллаха (с.а.с.) сам назначал валиев. Например, он назначил Муаза валием в Йемен. Также он сам освобождал их от занимаемой ими должности. Когда жители Бахрейна пожаловались на своего валия Алаъ Ибн Хадрамийя, Посланник Аллаха (с.а.с.) освободил его от занимаемой должности. Это указывает на то, что валийи ответственны перед жителями своих вилаятов так же, как перед халифом. А также они ответственны перед Маджлис-уль-умма, потому что Маджлис-уль-умма включает в себя представителей всех вилаятов. Это относится к валиям. Что же касается муавинов, то муавинами Посланника Аллаха (с.а.с.) были Абу Бакр и Умар. Посланник Аллаха (с.а.с.) не освобождал их от занимаемой должности и никого, кроме них, своим муавином не назначал на протяжении всей своей жизни. Оба они были назначены Посланником Аллаха (с.а.с.), но не были смещены им. Однако вследствие того, что помощник (муавин) принимает власть от халифа, являясь в качестве его заместителя, то халиф обладает правом смещения муавина, по аналогии с уполномоченным, потому что у уполномочивающего есть право смещения уполномоченного.
Доказательством пятому пункту является то, что Посланник Аллаха (с.а.с.) назначил Али (р.а.) судьёй Йемена. Ахмад передал от Амра Ибн Аса (р.а.) следующее: «К Посланнику Аллаха (с.а.с.) пришли два враждующих человека. Обращаясь ко мне, он сказал: «О Амр, рассуди между ними!» «Но ты это сделаешь лучше», – ответил я. «Даже если это так», – сказал Посланник Аллаха (с.а.с.). Тогда я спросил: «А что мне за это будет?» Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если ты рассудишь между ними правильно, то получишь десятикратное вознаграждение (саваб). Если же ошибешься в иджтихаде, то получишь один саваб»».
Также Умар (р.а.) назначал и смещал судей. Например, он назначил Шурайха (р.а.) судьёй Куфы, а Абу Мусу назначил судьёй Басры. Он освободил Шурахбила Ибн Хасана от должности валия Шама и назначил вместо него Муавию. Шурахбил спросил у Умара (р.а.): «Ты освободил меня от должности из-за трусости или предательства?» «Нет», – ответил Умар, – «Однако я пожелал более сильного человека». Али (р.а.) сначала назначил Абу Асвада валием, а затем снял его с занимаемой должности. Когда Абу Асвад спросил его, в чем причина этого, подчеркнув, что он не совершал предательства и злодеяния, то Али (р.а.) ответил: «Я видел, как ты повысил голос на двух людей, которые поссорились между собой». И Умар, и Али (р.а.) совершили это на глазах у сподвижников. Никто из них не возразил против происходящего. Всё это указывает на то, что право назначения судей, а также назначение заместителя, который назначает судей, принадлежит халифу, по аналогии с представительством (викаля). Так как он имеет право назначить заместителя во всех своих полномочиях, так же как и во всех дозволенных ему действиях имеет право назначить своего уполномоченного.
Освобождение кади-мазалима от занимаемой должности является исключением в том случае, если на рассмотрении у кади-мазалим имеется жалоба, поднятая против халифа, муавинов тафвид или верховного кади, и доказательством здесь служит правило: «то, что ведет к хараму, является харам». Так как право халифа на отстранение в таком положении, создаст влияние на решение судьи, в последствии чего аннулируется закон шариата. А это является харамом, поэтому дать право халифу на отстранение кади мазалим в таком положении, является средством, ведущим к хараму. Особенно, в этом правиле достаточна вероятность, и не нужна категоричность и убежденность. Поэтому право на отстранение судьи в таком положении дано махкамат-уль-мазалим. А в других обычных положениях право остается на своей основе, то есть право назначения и отстранения кади мазалим принадлежит халифу.
Если говорить о назначении заведующих (мудиров), то у Посланника Аллаха (с.а.с.) были заведующие в госаппарате. Они находились в положении заведующих отделами. Он назначил Муайкиба Ибн Абу Фатиму Давсия ответственным за хранение печатей и трофеев, Хузайфа Ибн Ямана назначил ответственным по учету полученного в Хиджазе урожая. Зубайр Ибн Аввам возглавлял отдел по сбору закята, а Мугийра Ибн Шуъба возглавлял отдел по учету долгов и взаимоотношений.
Также Пророк (с.а.с.) назначал военачальников и знаменосцев (амиров отрядов). Он отправил Хамзу Ибн Абдульмутталиба во главе отряда из тридцати человек, чтобы преградить путь курайшитам у побережья. Убайда Ибн Хариса отправил во главе отряда из шестидесяти человек в долину Рабиг для противостояния курайшитам. Саъда Ибн Абу Ваккаса отправил во главе отряда из двадцати человек в сторону Мекки. Существует еще много подобных примеров. Это свидетельствует о том, что военачальники и знаменосцы назначаются халифом.
Все они были ответственны только перед Пророком (с.а.с.) и больше ни перед кем. Это говорит о том, что кадии, заведующие отделами, военачальники и другие ответственные являются ответственными только перед халифом. Так как муавины, валийи и амилы являются правителями, и только они отчитываются перед Маджлис-уль-умма. Никто, кроме них, не отчитывается перед Маджлис-уль-умма. Все остальные отчитываются только перед халифом.
Что касается шестого пункта, то состоящий из доходов и расходов государственный бюджет регулируется законами шариата. Поэтому каждая копейка забирается и расходуется только в соответствии с шариатом. Однако раздел расходов и доходов составляется в соответствии с мнением и иджтихадом халифа. Например, размер земельного налога и джизьи определяется халифом. Это относится к разделу доходов. Также халиф определяет средства, необходимые на строительство больниц и дорог. Это относится к разделу расходов. Эти дела передаются на усмотрение халифа, который решает их на основании своего мнения и иджтихада. Ибо Пророк (с.а.с.) сам распоряжался средствами, поступающими от амилов. Некоторым валиям давал разрешение самим собирать и расходовать средства. Так было с Муазом (р.а.), когда Пророк (с.а.с.) назначил его валием Йемена. Праведные халифы также самостоятельно принимали решения о сборе и расходовании средств соответственно собственному мнению и иджтихаду. Никто не выступил против этого. Никто без разрешения халифа не мог потратить ни одной копейки. Это мог делать только тот, кому давал разрешение халиф. Например, когда Умар (р.а.) назначил Муавию валием, то разрешил ему самостоятельно распоряжаться расходованием средств. Все вышесказанное говорит о том, что все разделы государственного бюджета формируются либо халифом, либо тем, кому он это поручает.
Таковы подробные доказательства полномочий халифа. Бухарий и Ахмад передают от Абдуллаха Ибн Умара (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:
"...الإمام راع وهو مسؤول عن رعيته"
«...Имам – пастух (руководитель), и он ответственен за свою паству (подчиненных)». То есть все, что касается управления делами уммы, является прерогативой халифа, и он имеет право принимать любые решения и назначать любого человека своим представителем.
В принятии законов халиф ограничен рамками шариата
В принятии законов (табанний) халиф ограничен рамками шариата. Поэтому принятие им какого-либо закона, не выведенного из шариатских доказательств путем правильного истинбата (выведения), – харам. Также он ограничен принятым им законом и тем методом истинбата, который он выбрал для выведения законов. Халиф не может принять (табанний) закон, выведенный тем методом истинбата, который противоречит принятому им методу интинбата, и не может давать распоряжение, противоречащим принятым им законам. Так он ограничен двумя вышеприведенными положениями.
Доказательства на первое положение, то есть на то, что халиф ограничен в табанний законами шариата, следующие:
Во-первых: Всевышний Аллах обязал мусульман, будь то халиф или простой мусульманин, совершать все дела в соответствии с шариатом:
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ
«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними». (4:65)
Из необходимости во всех делах следовать шариатским законам проистекает необходимость того, чтобы халиф принимал (табанний) шариатский закон в определенном вопросе. Это когда обращение Аллаха имеет несколько смыслов, то есть когда есть несколько законов относительно одного вопроса. В таком положении табаний становится ваджибом для мусульман. Поэтому, если мусульманин желает совершить какое-либо действие или претворить какой-либо закон шариата, то он должен принять (табанний) одно из этих решений. Это касается всех мусульман, в том числе и халифа.
Во-вторых, сам текст даваемого халифу байата обязывает неукоснительное соблюдение им исламского шариата. Ибо этот байат дается для того, чтобы халиф управлял уммой в соответствии с Кораном и Сунной. Поэтому халиф не имеет права (харам) выходить за рамки Корана и Сунны. Если он допускает это, будучи убежденным, что принятые им законы лучше законов шариата, то становится кафиром. Если же в нем такой убежденности нет, то он становится ослушником, несправедливым и грешником.
В-третьих, халиф выбран, для того чтобы претворять законы шариата. Поэтому он не имеет право (харам) принимать и претворять над мусульманами какие-либо другие законы. Ибо шариат запрещает это в категоричной форме, вплоть до того, что отрицает наличие веры у того человека, который добровольно подчиняется другой системе, кроме Ислама. Это указывает (карина) на категоричность запрета. Из этого, очевидно, что в принятии законов халиф ограничен рамками шариата. Если он берет законы из других источников с убежденностью, что эти законы лучше законов шариата, то становится кафиром. Если в нем такой уверенности нет, то становится грешником (фасик).
Что же касается второго положения того, что он ограничен принятым им законом и также в выведении законов выбранным им методом истинбата, то здесь необходимо сказать следующее. Претворяемое халифом шариатское решение, прежде всего, имеет отношение к самому халифу. Имеется в виду не каждое шариатское решение, а то решение, которое он принял (табанний) для исполнения своих дел. Если халиф выводит какое-то решение (хукм) или следует решению, выведенному кем-то другим, то это решение является для него законом Аллаха. И он должен ограничиваться в принятии для мусульман (табанний) именно этим решением, и не может противоречить ему. Ибо другое решение для него законом Аллаха не является. Следовательно, другое решение не будет шариатским решением ни для халифа, ни для остальных мусульман. Поэтому в своих действиях халиф ограничен рамками принятых (табанний) им решений. Он не имеет права издавать приказы, противоречащие этим решениям. Ибо такие приказы не основаны на законах Аллаха, т.е. не являются шариатским решением ни для него, ни для мусульман. Считается, что в этом случае халиф издал приказ, не основанный на шариате. Таким образом, халиф не должен издавать приказы, противоречащие принятым (табанний) им решениям.
А также, понимание шариатского закона (хукма) изменяется согласно методу истинбата. Если халиф считает, что иллят (довод, мотив) хукма является шариатской иллят, и она берется из шариатского текста, и не считает, что выгода является иллятом шариата, и что «масалих-уль-мурсала» не является шариатским доказательством, то он определил для себя метод истинбата. И тогда он должен руководствоваться этим методом. Не допускается ему принятие хукма, доказательством которого является «масалих-уль-мурсала», или взятие по аналогии на основании иллят, не взятой из шариатских текстов. Такое решение не считается для него шариатским решением. Ибо он не считает доказательство этого решения шариатским, соответственно, и само решение для него не является шариатским. Если это решение не является шариатским для халифа, то оно не является таковым и для остальных мусульман. В случае принятия халифом такого решения получается, что он принял нешариатское решение. А это харам. Если же халиф является мукаллидом или муджтахидом масъала, и не является мутлакъ муджтахидлм или муджтахидом мазхаб, у которого определенный метод в истинбате, то в таком случае он имеет право принять (табанний) мнение муджтахида, за которым он следует, или действовать в соответствии со своим мнением в определенном вопросе, пока у него есть доказательство или сомнительное доказательство. В этом случае халиф ограничен в своих приказах, которые он принял в соответствии с принятыми им шариатскими решениями.
Халифат – это государство, управляемое человеком, а не Аллахом
Халифат (Исламское государство) – это общее управление мусульманами всего мира. И если в какой-то из стран мусульман должным образом заключился байат халифу и построился Халифат, то мусульманам, где бы они ни были, запрещается (харам) строить другой Халифат. Это согласно словам Посланника Аллаха (с.а.с.):
"إذا بويع لخليفتين فاقتلوا الآخر منهما"
«Если байат дан двум халифам, то убейте второго». Халифат нужен, для того чтобы претворить законы исламского шариата и распространять исламский призыв по всему миру, путем ознакомления людей с Исламом и призыва их к нему, и джихада на пути Аллаха. Халифат также может называться Амиратом или Имаматом мусульман. Следовательно, это обязанность, касающаяся этого мира, а не потустороннего. Халифат создается для того, чтобы претворять и распространять среди людей Ислам. Он категорически отличается от пророчества.
Пророчество – это божественный дар, который Всевышний Аллах дарует тому из людей, кому пожелает. Халифат же принадлежит людям, и мусульмане сами дают байат и определяют своим халифом того человека, кого пожелают. Пророк Мухаммад (с.а.с.) был правителем, претворявшим принесенный им шариат, т.е. он одновременно исполнял две миссии: и миссию пророка, и миссию правителя, претворяющего над мусульманами законы Аллаха. Приказав Мухаммаду (с.а.с.) донести откровение, Всевышний Аллах также повелел ему судить в соответствии с этим откровением:
وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَآ أَنزَلَ اللّهُ
«Суди между ними по тому, что низвел Аллах». (5:49)
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللّهُ
«Мы ниспослали тебе Писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах». (4:105)
يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ
«О, Посланник! Донеси то, что ниспослано тебе от твоего Господа». (5:67)
وَأُوحِيَ إِلَيَّ هَذَا الْقُرْآنُ لأُنذِرَكُم بِهِ وَمَن بَلَغَ
«И ниспослан мне этот Коран, чтобы увещевать им вас и тех, до кого он дошел». (6:19)
يَا أَيُّهَا الْمُدَّثِّرُ ● قُمْ فَأَنذِرْ
«О, завернувшийся! Встань и увещевай!» (74:1,2)
Посланник Аллаха (с.а.с.) возглавлял две должности:
1) должность пророчества и послания;
2) должность правления мусульманами мира, для установления законов Аллаха, которые Он ниспослал ему.
Что касается Халифата после Посланника Аллаха (с.а.с.), то его возглавили люди, а не пророки, поэтому халиф, как и любой человек, может ошибаться и не ошибаться, может забыть, обмануть, предать, совершить какой-то грех и т.д. Ибо он простой человек, а не пророк и не посланник. Более того, в хадисах говорится, что от него может исходить то, что вызывает недовольство и даже проклятие людей. Возможно даже проявление им явного куфра (неверия). Муслим передает от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"إنما الامام جنة، يقاتل من ورائه ويتقى به، فإن أمر بتقوى الله عز وجل وعدل كان له بذلك أجر، وإن يأمر بغيره كان عليه منه"
«Имам – это щит. За ним сражаются и им защищаются. Если он будет приказывать богобоязненность и проявлять справедливость, получит за это награду (саваб). Если же будет повелевать нечто иное, то сам пострадает от этого». Из этого хадиса видно, что имам не безгрешен и может повелевать нечто иное, чем богобоязненность. Муслим передает от Абдуллаха (Ибн Масъуда), что Пророк (с.а.с.) сказал:
"إنها ستكون بعدي أثرة وأمور تنكرونها، قالوا: يا رسول الله كيف تأمر من أدرك منا ذلك؟ قال: تؤدون الحق الذي عليكم، وتسألون الله الذي لكم"
«В будущем после меня распространится эгоизм и прочие неприятные вам дела». «Что же ты посоветуешь тем, кто доживут до этих дней?» – спросили сподвижники. «Исполняйте свой долг, а исполнения долга перед вами просите у Аллаха», – ответил Пророк (с.а.с.)». Бухарий передает от Джунады Ибн Абу Умаййи, который сказал: «Мы пришли к Убаде Ибн Самиту, который болел. Мы обратились к нему со словами: «Да дарует Аллах тебе выздоровление. Расскажи нам какой-нибудь хадис, услышанный тобой от Пророка (с.а.с.), чтобы всем нам обрести благо от Аллаха». Он сказал: «Пророк (с.а.с.) позвал нас, и мы дали ему байат. Среди прочего нам было приказано следующее: слушать и повиноваться в радости и в горе, в легкости и в трудности; ставить интересы других выше своих собственных, не оспаривать власть у обладателей власти, – Пророк (с.а.с.) добавил – кроме того случая, если увидите в них проявление явного куфра, и у вас есть этому доказательство от Аллаха». Аиша (р.а.) передает, что Пророк (с.а.с.) говорил:
"ادرأوا الحدود عن المسلمين ما استطعتم، فإن كان له مخرج فخلوا سبيله. فإن الإمام أن يخطئ في العفو خير من أن يخطئ في العقوبة"
«Старайтесь не наказывать мусульман, пока это возможно. Если есть возможность исправиться, то предоставьте такую возможность. Поистине лучше, если имам простит по ошибке, нежели он по ошибке накажет». (Хадис передал Тирмизий). Вышеприведенные хадисы являются очевидным доказательством того, что халиф может ошибиться, забыть или совершить нечто греховное. Несмотря на это, Пророк (с.а.с.) велел им подчиняться до тех пор, пока они будут судить по Исламу, не проявят явного куфра и не станут приказывать грех. Поэтому халифы после Посланника Аллаха (с.а.с.) – люди, иногда поступают правильно, а иногда ошибаются. Они небезгрешны, то есть не пророки, чтобы говорить, что Халифат – это Божественное государство. Халифат, государство людей, где мусульмане дают байат халифу, для претворения законов исламского шариата.
Срок правления халифа
Правление халифа не ограничено каким-то сроком. Он остается халифом до тех пор, пока сохраняет шариат и претворяет его законы, пока способен исполнять дела государства и ответственности Халифа. Ибо текст, касающийся байата, содержащийся в хадисах, является абсолютным и не ограничен каким-либо сроком. Бухарий передает от Анаса Ибн Малика, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"اسمعوا وأطيعوا، وإن استعمل عبد حبشي، كأن رأسه زبيبة"
«Слушайтесь и подчиняйтесь, даже если над вами правит негр, голова которого подобна черному изюму». В рассказе, переданном Муслимом от Умм аль-Хусайн, добавляется: «…руководит вами по Книге Аллаха». Также, каждому из праведных халифов был дан абсолютный байат, т.е. именно байат, пришедший в хадисах. Они не были ограничены сроком, и каждый из них оставался халифом со дня получения байата до смерти. Это было единодушным мнением сподвижников (иджма-ус-сахаба) в том, что правление халифа не ограничивается каким-либо сроком. Поэтому, если дан байат халифу, то он остается быть халифом до самой смерти.
Срок пребывания халифа на своем посту прерывается только в том случае, если произойдет нечто, вследствие чего возникает необходимость сменить халифа. Однако это не является ограничением срока правления халифа. Это есть лишь следствие того, что халиф перестал соответствовать тем условиям, которым он должен соответствовать. Ибо утверждённая шариатским текстом и иджма-ус-сахаба (единодушие сподвижников Пророка (с.а.с.)) форма байата, делает срок правления халифа неограниченным. Однако это правление ограничено исполнением того, на чём был дан байат, а это Коран и Сунна, т.е. халиф обязан вести дела в соответствии с Кораном и Сунной, и претворять их законы. И если он не соблюдает и не претворяет шариат, то возникает необходимость (ваджиб) его смещения.
Освобождение халифа от занимаемой должности
Если у халифа исчезнет одно из семи заключительных условий, то он не может продолжать занимать должность, и является заслуживающим освобождения.
Лишь махкамат-уль-мазалим определяет, насколько изменилось состояние халифа, и лишь он имеет право отстранить его от должности или вынести ему предупреждение. Да, наличие любого из положений, требующих воздействия на халифа, является злом, которое необходимо ликвидировать. Но это требует выяснения. Выяснение же должно происходить в присутствии судьи. Так как решение о ликвидации зла выносит махкамат-уль-мазалим, то право выяснения зла и вынесения решения принадлежит лишь судье этого суда. Поэтому лишь махкамат-уль-мазалим рассматривает вопрос о наличии или отсутствии положений, требующих отстранения халифа, и лишь он имеет право на его отстранение. Если при наличии одного из этих положений халиф сам исправляет ситуацию, то все на этом и заканчивается. Если же мусульмане считают необходимым немедленно отстранить халифа от занимаемой должности, то для решения этого вопроса обращаются к судье. Доказательством этому является следующий аят Всевышнего Аллаха:
فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُول
«Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику». (4:59)
То есть если возникает спорная ситуация между вами и правителями. Это спор между правителем и уммой, который необходимо передать на усмотрение Аллаху и Его Пророку (с.а.с.), т.е. передать на усмотрение махкамат-уль-мазалима, который вынесет решение на основании Книги Аллаха и Сунны Его Пророка (с.а.с.).
Срок, в течение которого мусульмане должны установить халифа
Мусульмане должны установить халифа в течение трех дней и двух ночей. Не дозволяется мусульманину проводить третью ночь, не дав байат. Что касается определения крайнего срока, тремя ночами, то это, потому что назначение халифа становится фардом с момента смерти или отстранения от власти предыдущего халифа. Однако дозволяется задержка назначения, с занятостью этим, в течение трёх дней и двух ночей. Если в течение этого срока халиф не был назначен, то здесь смотрится, если мусульмане заняты назначением халифа, но по стечению независящих от них обстоятельств не успели уложиться в указанный срок, то из-за того, что они занимались исполнением фарда, с них спадает грех. Ибн Хаббан и Ибн Маджа передали, что Ибн Аббас (р.а.) слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"إن الله وضع عن أمتي الخطأ، والنسيان، وما استكرهوا عليه"
«Аллах простил моей умме ошибки, забывчивость и то, что они сделали не по своей воле». Если же они вообще не занимались этим делом, то будут грешниками до тех пор, пока не выберут халифа. Только выбрав халифа, они освободятся от этого фарда. Однако и в этом случае грех за невыполнение этого дела останется на них, и они будут за это спрошены Аллахом, подобно тому, как будет спрошен мусульманин за любой грех, заработанный неисполнением фарда.
Доказательством на обязательность (ваджиб) приступить сразу же к назначению халифа, как только освободился пост халифа, является то, что сподвижники приступили к этому, под навесом Бани Сада, сразу после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.) в тот же день, и до его погребения. В этот же день завершился заключительный байат Абу Бакру, затем на следующий день они собрали людей в мечети, и они дали Абу Бакру байат на подчинение.
Доказательством же того, что максимальный срок, отпущенный мусульманам для назначения халифа, три дня и две ночи, то это, потому что Умар, почувствовав приближение смерти от ран, поручил членам Совета провести выборы нового халифа и назначил им срок в три дня. Затем, если в этот срок халиф не будет выбран, завещал убить того, кто станет препятствием на этом пути. Для исполнения этого он назначил пятьдесят мусульман. И это, несмотря на то, что кандидатами на пост халифа были выдающиеся сподвижники и члены Совета уммы. Все это происходило на глазах у сподвижников, и ни один из них не высказал свой протест. Это является единодушием сподвижников (иджма-ус-сахаба) в том, что мусульмане не должны оставаться без халифа дольше трёх дней и двух ночей, а иджма-ус-сахаба является таким же шариатским доказательством, как Коран и Сунна.
Вывел Бухарий от Мисвара Ибн Махрама, который сказал: «Пришёл ко мне ночью Абдуррахман и стучал в дверь, пока я не проснулся. И сказал: «Вижу тебя спящим, клянусь Аллахом, не имел ты счастья эти три ночи, множеством сна». После того как люди совершили утренний намаз, завершился байат Усману.
Поэтому когда центр Халифата остается пустым, мусульмане должны заняться байатом другого халифа, и выполнить это в течение трех дней. Но, а если они не займутся байатом, или даже допустят его уничтожения, и после сядут, не предпринимая ни каких мер, то они являются грешниками, с того момента как сели, или с момента его уничтожения. Подобно сегодняшней реальности, с момента распада Халифата 28 месяца раджаб 1342 года хиджрий, и до тех пор, пока он не будет построен, мусульмане являются грешниками, из-за отсутствия работы для его построения. И никто не будет избавлен от греха, за исключением тех, кто серьезно работает с искренней группой. Этим только можно спастись от греха, от великого греха разъясненного хадисом Посланника Аллаха (с.а.с.):
"...ومن مات وليس في عنقه بيعة مات ميتة جاهلية"
«...и тот, кто умер, не имея присяги, тот умер смертью времен невежества».