Внутренняя безопасность принимает на себя управление отделом внутренней безопасности, возглавляемым управляющим внутренней безопасностью. В каждом вилаяте этот отдел имеет филиал, называемый «администрацией внутренней безопасности», который возглавляет начальник полиции вилаята. Начальник полиции подчиняется валию, когда дело касается претворения, а в том, что связано с управлением, он подчиняется отделу внутренней безопасности. Это упорядочивается особыми законами.

Отдел внутренней безопасности при помощи полиции занимается делами обеспечения стабильности и мира внутри страны. Полиция является основным способом для обеспечения безопасности. Полиция находится в подчинении этого отдела. Отдел использует полицию, когда нужно, и как нужно, приказ отдела исполняется немедленно. Если же возникает необходимость привлечь для обеспечения внутренней безопасности военные силы, то отдел должен проинформировать об этом халифа. Халиф может либо приказать армии помочь отделу внутренней безопасности, либо приказать выделить для этого лишь небольшие подразделения, либо отдать любой другой приказ в соответствии со своим мнением, либо может вообще отклонить просьбу отдела внутренней безопасности, приказав ему обходиться посредством полиции.

Полиция состоит из мужчин, совершеннолетних, имеющих гражданство. Женщины тоже могут быть в полиции, для выполнения требований, связанных с внутренней безопасностью в отношении женщин. И для этой цели издается особый закон в соответствии с законами шариата.

Полиция состоит из двух частей:

1. Военная полиция.

2. Полиция при правителе, которая будет иметь спецобмундирование, и отличительные знаки охраны безопасности.


Азхарий говорит: «Шурта какой-нибудь вещи – это ее лучшая часть. Это относится и к вооруженным силам. Полицией (шурта) называется также и передовой отряд. Еще одной причиной их такого названия является то, что у них есть присущая только им форма одежды».

Военная полиция – это группа, находящаяся в составе армии, которая имеет определенный значок, и контролирует дела армии. Она является частью армии, относящаяся к амиру джихада.

Что же касается полиции, которая находится при правителе, то она относится к отделу внутренней безопасности. Передает Бухарий от Анаса, что Кайс Ибн Саъд занимал при Пророке (с.а.с.) должность начальника полиции. Имеется в виду Кайс Ибн Саъд Ибн Убада аль-Ансарий аль-Хазраджий. В рассказе Тирмизий говорится: «Кайс Ибн Сад занимал при Пророке (с.а.с.) должность начальника полиции».

Халиф может сделать так, чтобы вся полиция, обеспечивающая внутреннюю безопасность, была частью армии, то есть относилась к военному ведомству. Может сделать ее независимым отделом, то есть отделом внутренней безопасности.

Однако мы принимаем (табанний) независимость полиции, находящейся при правителе для обеспечения безопасности. И то, что полиция относится к отделу внутренней безопасности, как независимый аппарат, напрямую связанный с халифом, подобно другим госаппаратам. Это согласно вышеприведенному хадису от Анаса о Кайсе Ибн Саъд. Так же согласно тому, что было объяснено о независимости четырех отделов, связанных с джихадом, каждый из которых связан с халифом. И чтобы не было так, что все они были одним аппаратом.

Таким образом, полиция связана с отделом внутренней безопасности.

 Задачи отдела внутренней безопасности


Отдел внутренней безопасности ведет работу по сохранению стабильности и мира внутри государства. Угроза стабильности может исходить из следующих источников.

Отступление от Ислама и бунт против государства. Это может выражаться в виде саботажа, захвата военных стратегических объектов, посягательства на частное, общественное и государственное имущество, либо в виде вооруженного восстания.

Также угрозой для внутренней стабильности являются грабеж, насилие над личностью, нанесение телесных повреждений, убийство, клевета, унижение чести и достоинства, прелюбодеяние.

Так же этот отдел ведет работу, чтобы защищать умму и государство от вреда и опасности людей, которые вводят раскол и смуту.

Вышепреведенные дела – одни из самых опасных и представляющих угрозу внутренней безопасности страны. Отдел внутренней безопасности служит, для того чтобы защитить государство и людей от этих действий, которые представляют опасность. Поэтому вышедший из Ислама муртад (вероотступник) приговаривается к смертной казни, если не покается и не вернется в лоно Ислама. Отдел внутренней безопасности претворяет этот закон. Если вероотступниками становится группа людей, то с ними ведутся письменные переговоры, и им предлагается вернуться в Ислам. Если они соглашаются, то оставляются в покое, если же нет, то против них объявляется война. Если это небольшая группа людей, с которой по силам справиться полиции, то этим занимается полиция. Если же это большая группа людей, с которой полиция не может справиться самостоятельно, то полиция обращается к халифу с просьбой оказать помощь военными отрядами. Если и этого оказывается недостаточно, то полиция просит халифа направить на место конфликта регулярную армию.

Это то, что касается вероотступников. Что же касается бунтовщиков, то если они действуют без применения оружия (саботаж, несанкционированные митинги, захват важных стратегических объектов, посягательство на частное, общественное и государственное имущество, грабеж), отдел внутренней безопасности ограничивается использованием полиции. Если же полиция не в силах навести порядок, то обращается к халифу с просьбой о выделении военной помощи.

Если бунтовщики выступят против государства с оружием в руках и подавить бунт силами лишь отдела внутренней безопасности и полиции не представляется возможным, то отдел обращается к халифу с просьбой направить на подавление бунта внутренние войска или регулярную армию (в зависимости от обстоятельств). До начала вооруженного противостояния отдел внутренней безопасности ведет с бунтовщиками переговоры, изучает их мысли и предлагает им сложить оружие, и подчиниться властям. Если они принимают эти требования, то отдел прекращает войну. В противном случае отдел ведет против них вооруженную борьбу до тех пор, пока они не сложат оружие и не вернутся к подчинению. Причем война ведется не с той целью, чтобы полностью их уничтожить, а для того, чтобы поставить их на место, преподав им урок. Примером этому является то, как боролся против бунтовщиков Али (р.а.). Сначала он их призвал к послушанию. Если они возвращались к послушанию, то он прекращал войну. Если же те продолжали свой бунт, то Али (р.а.) сражался с ними до тех пор, пока они не складывали оружие и не возвращались к подчинению.

Однако, что касается грабителей, нападающих на людей на дорогах и творящих над ними насилие, то в их отношении отдел внутренней безопасности применяет меры, указанные в Коране: изгнание, убийство, повешение, отрезание крест-накрест рук и ног, переселение в другую местность. Всевышний Аллах говорит:

 إِنَّمَا جَزَاء الَّذِينَ يُحَارِبُونَ اللّهَ وَرَسُولَهُ وَيَسْعَوْنَ فِي الأَرْضِ فَسَادًا أَن يُقَتَّلُواْ أَوْ يُصَلَّبُواْ أَوْ تُقَطَّعَ أَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُم مِّنْ خِلافٍأَوْ يُنفَوْاْ مِنَ الأَرْضِ 

«Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника, и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты, или повешены, или отсечены у них руки и ноги накрест, или они должны быть изгнаны из страны». (5:33)

В отличие от бунтовщиков, против которых ведется сражение в целях преподать урок, в данном случае сражение ведется с целью уничтожения грабителей. Отношение к ним такое, как указано в аяте, т.е. кто убил человека и забрал его имущество, того убивают и затем вешают. Кто убил человека, но не забрал имущество, того убивают, но не вешают. Кто отобрал имущество человека, но не убил его, тому крест-накрест отрубаются руки и ноги (т.е. правая рука и левая нога или наоборот), но не убивают. Кто пугал оружием людей, но никого не убил и ничье имущество не отобрал, того изгоняют из родного города в другой далекий город государства, но не убивают, не вешают, и ему не отрезают руки и ноги.

В обеспечении мира и стабильности, отдел внутренней безопасности опирается только на полицию. Другие силы используются только в том случае, когда полиция не в состоянии обеспечить мир и стабильность самостоятельно. В этом случае отдел обращается к халифу с просьбой выделить в помощь внутренние войска или части регулярной армии (в зависимости от обстоятельств).

С остальными видами правонарушений, такими, как посягательство на личную собственность, избиение, нанесение телесных повреждений, убийство, клевета, прелюбодеяние, отдел внутренней безопасности борется при помощи своей бдительности, агентов и наблюдателей, применяя против нарушителей те виды наказаний, которые им определяет суд. В этих делах он опирается только на полицию.

Полиции поручается защита законности и правопорядка, внутренней стабильности и мира, а также исполнение дел, направленных на претворение решений, принятых государством. Доказательством этому является хадис о Кайс Ибн Саъде, переданный Анасом. Ибо в этом хадисе говорится о том, что полиция находится в распоряжении правителя, т.е. о том, что правитель обеспечивается силой, необходимой ему для исполнения шариата, соблюдения законности и сохранения стабильности и мира. Также полиция занимается патрулированием с целью оперативного задержания правонарушителей и выявления потенциально опасных групп. Во времена правления Абу Бакра Абдуллах Ибн Масъуд был начальником ночного патруля. Умар исполнял эту обязанность лично, выходя на ночной дозор в сопровождении одного из своих друзей. Обычно это был Абдуррахман Ибн Авф. Поэтому нанимать охрану для домов, что практикуется сегодня в некоторых исламских странах, является ошибкой. Ибо охрана объектов и обеспечение спокойствия – это прерогатива государства и обязанность полиции. Граждане для этого дела не привлекаются, и никто не заставляет их платить за охрану деньги.

Что касается отношения с подозрительными, сомнительными лицами (ахлю риба) , это те от которых можно ожидать вред и опасность государственному строю, обществу или гражданам. Такие подозреваемые должны быть на контроле у государства, и каждый, кто заметил что-либо за ними, должен непременно сообщить об этом. Доказательством этому является то, что передают Муслим и Бухарий от Зайда Ибн Аркъама, который сказал: «В своё время мы вместе с Посланником Аллаха (с.а.с) выступили в поход,  в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я услышал, как Абдуллах Ибн Убайй  сказал: «Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с Посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!» И ещё он сказал: «Поистине, если мы вернёмся в Медину, сильные обязательно выгонят (оттуда) слабых!»  После этого, я пришёл к Посланнику Аллаха (с.а.с) и рассказал ему об этом,...». В другой версии хадиса говорится «Я сообщил это своему дяде или Умару, и он сообщил это Пророку (с.а.с.). Пророк (с.а.с.) вызвал меня, и я рассказал ему...». Ибн Убай был известен своими посещениями войска неверных. Так же известны были его отношения с ними, как и с евреями, жившими вокруг Медины. К этому вопросу необходимо относиться со всей осторожностью, чтобы это не перешло в выслеживание граждан, что является харамом, согласно словам Всевышнего Аллаха:

 وَلاَ تَجَسَّسُوا 

«и не выслеживайте» (49:12)

Поэтому здесь необходимо ограничиваться только подозрительными людьми.

Подозрительные – это те, которые связываются с мухарибин фиълан (воюющими против мусульман), или мухарибин хукман (находящимися на грани войны). А слежка за мухарибин фиълан разрешена, из принципа военной политики и предотвращения вреда от мусульман. Согласно приведенным по этой теме шариатским доказательствам, которые распространяются на всех мухарибинов. Так как, если они являются мухарибинами фиълан, то здесь ясно, что государство должно следить за ними. Если же они являются мухарибинами хукман, то так же разрешается выслеживать их, так как в любой момент может начаться война с ними.

Таким образом, каждый гражданин, связавшийся с мухарибинами фиълан, является подозреваемым, из-за его связи с теми, кого разрешается выслеживать, то есть с мухарибинами фиълан.

Подробно об этом в следующем порядке:

1. Выслеживание мухарибинов фиълан является обязанностью государства. Кроме приведенного выше доказательства, это еще подтверждается правилом «То, без чего невозможно исполнение ваджиба, само становится ваджиб». Так как знать силу врага, его планы, цели, стратегические позиции, и т.п., необходимо для сокрушения врага, чем занимается военное ведомство. В эту категорию так же попадают граждане, которые связываются с мухарибинами фиълан. Так как в основе не должно быть связи с мухарибинами фиълан, потому что отношение с ними является военным.

2. Выслеживание мухарибинов хукман разрешается, и становится обязательным для государства, если есть положение вреда. Как, например, есть опасность того, что они помогут врагам, или присоединятся к ним. Мухарибин хукман бывают двух категорий. В первую категорию входят те, которые находятся в своих странах, за ними следит военное ведомство. Во вторую категорию входят те, которые находятся на территории Исламского государства в качестве послов, заключивших мирные договора, и т.п. За ними следит отдел внутренней безопасности.

Отдел внутренней безопасности занимается слежкой за гражданами, которые находятся в тесном контакте с ответственными из числа мухарибин хукман, или с их представителями, на территории Исламского государства. Также, как и военное ведомство следит за теми гражданами Исламского государство, которые связывается с ответственными из числа мухарибин хукман на их территории. Однако на основании двух следующих условий:

1) Выслеживание отделом внутренней безопасности и военным ведомством ответственных мухарибин хукман или их представителей должно показать, что связь граждан с такими кафирами, независимо внутри страны или заграницей, является не обычной и привлекающей внимание.

2) Эти отделы должны предоставлять кади-хисба то, что выявили, и кади-хисба, исходя из этого, должен принять решение о наличии предполагаемого от этой связи вреда для Ислама и мусульман.

На такой основе разрешается отделу внутренней безопасности выслеживать подобных граждан, которые связываются с ответственными кафирами, считающимися мухарибин хукман, или их представителями, в наших странах. Также военному ведомству разрешается следить за теми, кто связывается с ними или их представителями в их странах. Доказательством на все, что предшествовало, служит следующее:

1. Выслеживать мусульман запрещается текстом Корана: «не выслеживайте». Это общий запрет выслеживания, и он остается общим до тех пор, пока не будет исключающего доказательства. Это подтверждается хадисом, переданным от Ахмада и Абу Давуда, что Микъдад и Абу Амама слышали, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

"إن الأمير إذا ابتغى الريبة من الناس أفسدهم"

«Если амир будет подозревать людей, то он испортит их». Поэтому выслеживать мусульманина является харамом, такое же решение по отношению ко всем гражданам государства. Так, слежка за гражданами государства, в независимости мусульмане они или нет, является харамом.

2. Слежка за мухарибинами фиълан, с которыми мы находимся в сражении, является ваджибом. А слежка за мухарибинами хукман, подобно послам, которые зашли на территорию Исламского государства по мирному договору или с визой, или за мухарибинами хукман, которые находятся в своих странах, является халял. В случае наличия вреда от них, слежка становится ваджибом.

Доказательства на это ясные из истории Посланника Аллаха (с.а.с.):

• Приводится в истории Ибн Хишама об отряде Абдуллаха Ибн Джахша, что Посланник Аллаха (с.а.с.) написал письмо и приказал Абдуллаху, чтобы он не открывал письмо, пока не пройдет два дня. После двух дней пути, Абдуллах открыл письмо, в нем было написано: «Когда откроешь письмо, езжай в Нахлу (место, находящееся между Меккой и Таифом) и жди, когда пройдут курайшиты, и узнавай о них всю информацию».

• Приводится в истории Ибн Хишама про случаи в битве бри Бадр, что Ибн Исхак сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр отправились вскачь, пока не достигли одного старика. Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил его о том, что он знает о курайшитах, Мухаммаде и его сподвижниках. Старик ответил: «Я не скажу тебе ничего, пока ты не скажешь, из какого вы племени?» Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если ты сообщишь нам, мы скажем тебе». Старик сказал: «То, за это?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Да». Старик сказал: «Я слышал, что курайшиты вышли в путь (сказал день), и если тот, кто сообщил мне, был правдив, то они сегодня в таком-то месте (назвал место)». Потом, закончив говорить о курайшитах, он спросил: «С какого вы племени?» Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мы из воды», – и отправился в путь. А старик остался, задаваясь вопросом, из какой воды, может из Воды Ирака?  Потом Посланник Аллаха (с.а.с.) вернулся к своим сподвижникам, и когда наступил вечер, он отправил Али Ибн Абу Талиба, Зубайра Ибн Аввама и Саъда Ибн Абу Ваккаса с группой из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, к колодцам Бадра для сбора необходимой информации, то есть выслеживать курайшитов».

• Приводит так же Ибн Исхак, что Ибн Хишам передает под заголовком «Басбас Ибн Амр и Удай Ибн Абу Загба собирали шпионские сведения», сказав: «Удай и Басбас, услышав то, что сказали о курайшитах две наложницы около воды, отправились к Посланнику Аллаха (с.а.с.), и сообщили ему все, что слышали».

Эти доказательства хоть и касаются курайшитов, которые были мухарибин фиълан, но они также соответствуют и тем, кто находится на грани войны с мусульманами. Разница только в том, что в положении действительной войны это является ваджибом. Так как военная политика для победы над врагом требует этого. Поэтому в отношении мухарибин хукман разрешается слежка, из-за наличия постоянной вероятности войны с ними. А если есть опасность в том, что они могут присоединиться к действительно воюющим для помощи им, то государству так же становится ваджибом следить за ними.

Таким образом, выслеживание мухарибинов является дозволенным для мусульман, и обязательным для государства. Согласно приказу Посланника Аллаха (с.а.с.), о чем было сказано выше, и в соответствии с правилом «То, без чего невозможно исполнение ваджиба (обязательного), само становится ваджиб (обязательным)».

Так, если кто-то из граждан, мусульманин или зиммий, свяжется с мухарибинами фиълан или мухарибинами хукман, на территории государства или заграницей, то он является ахлю риба (подозрительным), за которым разрешается следить и собирать о нем сведения. Это потому что они связываются с теми, за которыми можно следить, и есть вероятность опасности для государства, если они собирают шпионские сведения для кафиров.

Но для дозволенности выслеживания их должны присутствовать два вышеупомянутых условия.

Военное ведомство исполняет все дела, связанные с наблюдением за гражданами, которые связываются с мухарибинами фиълан, а также за гражданами, которые связывается с ответственными мухарибин хукман в странах куфра или с их представителями. Также эту работу выполняет отдел внутренней безопасности, но на территории наших стран.