Военное ведомство – это один из аппаратов государства, руководитель которого называется амир-уль-джихад, но не мудир-уль-джихад (управляющий джихадом). Это потому что Посланник Аллаха (с.а.с.) называл полководцев – амирами. Передает Ибн Саъд, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"أمير الناس زيد ابن حارثة، فإن قتل فجعفر بن أبي طالب، فإن قتل فعبد الله بن رواحة، فإن قتل فليرتض المسلمون بينهم رجلا فيجعلوه عليهم"
«Амиром будет Зайд Ибн Хариса. Если Зайд погибнет, то амирство перейдёт к Джафару Ибн Абу Талибу, если и он погибнет, то к Абдуллаху Ибн Равахе, если и он погибнет, то мусульмане должны выбрать себе амира». Передает Бухарий, что Абдуллах Ибн Умар (р.а) сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) в сражении Муъта назначил амиром Зайда Ибн Хариса...». Передает Бухарий в хадисе от Салама Ибн Акваъ: «Я был в сражении вместе с Зайдом, он был нашим амиром». Передает Муслим и Бухарий, что Абдуллах Ибн Умар (р.а) сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил войско поставив во главе Усаму Ибн Зайда. И некоторым людям не понравилось это. Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
"إن تطعنوا في إمارته فقد كنتم تطعنون في إمارة أبيه من قبل، وأيم الله إن كان لخليقا للإمارة..."
«Если вы не доверяете его имара (руководству), то вы не доверяете имарату его отца, и, клянусь Аллахом, он создан для имара...»». Сподвижники называли войско Муъты «войском амиров». Передает Муслим от Бурайда, что он сказал: «Если Посланник Аллаха (с.а.с.) назначал амира над войском, то он наставлял его...».
Военное ведомство исполняет все дела, связанные с армией, полицией, военной техникой, вооружениями, и другими военными принадлежностями, с организацией военных учебных заведений, отправкой военных делегаций и т.п. Также он исполняет дела, связанные с получением военнослужащими исламского и военного просвещения, с ведением боевых действий и подготовкой к ним. В полномочия военного ведомства входят разведывательные службы. Для этой цели формируются управления и учреждения, относящиеся к военному ведомству. На это существует много доказательств в жизнеописании Посланника Аллаха (с.а.с.).
Всеми вышеперечисленными делами заведует военное ведомство. Само название военного ведомства напрямую связано с войной. Для ведения войны необходима армия. Армия же нуждается в наличии необходимого оснащения, командирского состава, главного штаба, состоящего из офицеров и военнослужащих регулярных частей.
Для формирования армии необходимы научные и прикладные знания, включающие в себя знания о подготовке к сражению, о различных видах вооружений и т.д. Поэтому получение военных и научных знаний является одной из обязанностей армии. Также ее обязанностью является оттачивание военного искусства и владение всеми видами вооружений, необходимых для ведения боевых действий.
Всевышний Аллах возвеличил мусульман, поручив им почетную миссию, т.е. распространение исламского послания по всему миру, методом даъвата и джихада (тарика), определив для них обязательным (фард) совершение джихада и подготовку к нему.
Всевышний Аллах обязал каждого мусульманина, достигшего пятнадцатилетнего возраста, готовить себя к военной службе с целью совершения джихада. Однако сама военная службы является фардом-кифая.
На это указывают следующие шариатские доказательства.
Всевышний Аллах говорит:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلّه
«И сражайтесь с ними, чтобы не было соблазна (фитны), и вся религия принадлежала Аллаху». (8:39)
Пророк (с.а.с.) сказал:
"جاهدوا المشركين بأموالكم وأنفسكم وألسنتكم"
«Боритесь против идолопоклонников своим имуществом, языком и вашими душами». Этот хадис передал Абу Давуд от Анаса. Сегодня для ведения военных действий необходима военная подготовка. Поэтому, исходя из шариатского правила: «То, что необходимо для исполнения ваджиба, тоже становится ваджибом», занятие военной подготовкой является таким же фардом, как и джихад. Так как содержащееся в этом аяте требование сражаться с многобожниками относится не только непосредственно к сражению, но и к подготовке к нему. Кроме того, Всевышний Аллах сказал:
وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا اسْتَطَعْتُم مِّن قُوَّةٍ
«И приготовьте против них всевозможную силу». (8:60)
Военная подготовка и получение военного образования являются частью подготовки силы. Потому что для ведения военных действий необходимы знания. Поэтому знания считаются такой же силой, как военная техника, военные изделия и т.п.
Призыв на военную службу означает формирование из людей военнослужащих, т.е. воспитание муджахидов, способных в действительности вести джихад. Это является фардом. Ибо совершение джихада всегда является для нас фардом, независимо от того, нападает на нас враг или нет. Отсюда выходит, что призыв на военную службу является фардом, как и джихад.
Что касается определения возраста пятнадцатью годами, то на это указывает хадис, выведенный Бухарий, где Нафиъ сказал: «Рассказал мне Ибн Умар (р.а), что Посланник Аллаха (с.а.с.) выставил его в день битвы Ухуда, ему тогда было четырнадцать лет, и не разрешил идти на джихад. Потом он выставил меня в день битвы Хандакъ, мне было пятнадцать лет, и он разрешил мне идти на джихад». Нафиъ говорит: «Я пошел к Умару Ибн Абдулязизу, он в то время был халифом, и рассказал ему этот хадис, на что он сказал: «Это граница между несовешеннолетием и совершеннолетием», и написал своим амилам, чтобы они обязали к военной службе всех, кто достиг пятнадцати лет». То есть, чтобы они определили для них дневное пропитание в дийван армии.
Мы приняли, что парень, достигший пятнадцатилетия, должен пройти военную подготовку.
Армейские части
Армия делится на две части:
1) Резервная часть: сюда входят все мусульмане, способные носить оружие.
2) Регулярные войска в армии, получающие зарплату из бюджета, подобно другим служащим.
Это исходит из обязательности джихада. Ибо джихад является фардом для каждого мусульманина, и таким же фардом является подготовка к джихаду. Так как джихад является фардом для всех мусульман, и они должны быть готовы для ведения джихада, то они все являются солдатами в запасе. Что же касается формирования из части мусульман регулярной армии, то это исходит из правила «То, что необходимо для исполнения ваджиба, тоже становится ваджибом». Ибо постоянное ведение джихада, защита мусульман от посягательств кафиров и сохранение независимости Исламского государства требует наличия регулярной армии. Отсюда получается, что имам, т.е. халиф, обязан (фард) создать регулярную армию.
Ведение джихада не является фардом для кафира. Однако если он участвует в джихаде на стороне мусульман, то это принимается, и разрешается платить ему зарплату, подобно другим бюджетным служащим. Тирмизий приводит от Зухри, который сказал: «Пророк (с.а.с.) выделил часть трофеев воевавшим на стороне мусульман иудеям». Также Ибн Хишам передает: «Сафван Ибн Умайя выступил вместе с Пророком (с.а.с.) во время битвы при Хунайне. В то время Сафван был идолопоклонником. После завершения битвы Пророк (с.а.с.) выделил ему часть добычи, наравне с теми, чьи сердца хотели предрасположить к Исламу».
Следовательно, дозволено, чтобы кафир служил в исламской армии и получал денежную оплату. А также определение найма, как договора на предоставление услуг за вознаграждение, указывает на то, что наем дозволен на все виды услуг, сюда входит наем на службу в армии и для сражения. Доказательство о найме на предоставление услуг за вознаграждение распространяется на найм кафира на службу в исламской армии и для сражения.
Это в отношении немусульман. Что же касается мусульман, то можно нанимать их на военную службу, несмотря на то, что джихад является поклонением (ибада). Доказательством этому является общее доказательство найма. Поэтому разрешен наем на совершение поклонения, если его польза распространяется также на других. Еще одним доказательством являются следующие слова Пророка (с.а.с.):
"إن أحق ما أخذتم عليه أجرا كتاب الله"
«Самое достойное из того, за что вы можете брать плату – это Книга Аллаха». Хадис передал Бухарий от Ибн Аббаса. Обучение Корану – поклонение (ибада). Подобно тому, как можно нанимать мусульманина для исполнения таких видов поклонения, как обучение Корану, произнесение азана, исполнение обязанностей имама, также его можно нанять и для совершения джихада и службы в армии. Дозволенность нанимать мусульман для совершения джихада, даже тем человеком, для которого джихад обязателен, ясно видна из следующего хадиса. Абу Давуд передает от Абдуллаха Ибн Амра, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"للغازي أجره، وللجاعل أجره وأجر الغازي"
«Тот, кто совершил джихад, получит вознаграждение (аджр) за джихад. А кто снарядил кого-то на джихад, тот получит вознаграждение (аджр) и за расходование средств, и за совершение джихада». Под словами «кто снарядил кого-то на джихад» имеется в виду тот человек, который отправил на джихад вместо себя кого-то другого за определенную плату. Являясь общим, слово «аджр» применяется в отношении вознаграждения, и в отношении заработной платы. Однако является безосновательным утверждение о том, что аджр дается Аллахом в качестве вознаграждения за благое деяние, а арендная плата дается людьми. Словарное значение слова «аджр» – это «вознаграждение за совершенное деяние». В толковом словаре «Аль-камус ал-мухит» сказано: «Аджр есть вознаграждение, даваемое за совершенное деяние». Что касается смысла хадиса, где говорится: «Тот, кто совершил джихад, получит вознаграждение за джихад. А кто снарядил кого-то на джихад, получит вознаграждение и за расходование средств, и за совершение джихада», то имеется в виду аджр, который они получат от Аллаха. Байхакий передает от Джубайра Ибн Нуфайра, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"مثل الذين يغزون من أمة، ويأخذون الجعل، يتقوون على عدوهم، مثل أم موسى، ترضع ولدها، وتأخذ أجرها"
«Те, из моей уммы, которые сражаются против врага и получают за это плату, подобны матери Мусы, которая кормила своего ребенка и получала за это (аджр) плату». Здесь под словом «аджр» имеется в виду плата за совершенное действие. Из этого исходит то, что военнослужащие получают плату за свой труд подобно другим служащим.
Воины мусульмане, несмотря на то, что они берут плату за совершенный ими джихад, получат такой же аджр у Аллаха. Это, исходя из вышеприведенного хадиса, о том, что можно получать плату за обучение Книге Аллаха, хотя это поклонение (ибада). То есть за это есть аджр у Аллаха, в соответствии с намерением учителя Книги Аллаха.
Исламская армия является единой армией, состоящей из нескольких частей. Каждая ее часть имеет свой порядковый номер. Например, I армия, III армия и т.д. Или же называется по названию вилаята, или амала из амалатов. Например, армия Шама, армия Египта, армия Санъа и т.д.
Исламская армия размещается в военных лагерях. Каждый лагерь включает в себя определенное количество солдат. Они могут быть единым подразделением, или частью подразделения, или могут состоять из нескольких подразделений. Эти лагеря должны быть закреплены за разными вилаятами и военными базами. Некоторые из них должны быть мобильными, выполняя функции сил быстрого реагирования. У каждого лагеря должно быть свое название, например, лагерь Хабании, и свое знамя.
Некоторые из этих положений оставляются на усмотрение халифа. Например, вопрос о том, называть эти лагеря именами вилаятов или просто под порядковыми номерами. Другие же положениями являются важными и обязательными для исполнения. Например, размещение армии в определенных лагерях, или размещение лагеря в определенных вилаятах или в стратегически важных местах для обеспечения их безопасности и т.п.
Умар Ибн аль-Хаттаб расположил лагеря в вилаятах. В Палестине, Масуле и в столице были воинские части. Под его руководством находилась армия, готовая по первому приказу вступить в бой.
Халиф – главнокомандующий армией
Халиф – главнокомандующий армией. Он назначает начальника управления генерального штаба, командующих бригадами и командующих дивизиями. Остальной командный состав назначается командующими бригад и подразделений. Назначение сотрудника главного штаба происходит с учетом степени его военного образования, и он назначается начальником управления генерального штаба.
Причина этого в том, что Халифат является руководством всеми мусульманами для возрождения исламского образа жизни и распространения Ислама по всему миру. Методом же распространения Ислама является джихад. Поэтому необходимо, чтобы джихадом руководил халиф. Ибо он ответственен за Халифат, и никто не может разделить с ним эту ответственность. Совершить джихад – одно дело, руководить им – другое дело. Совершение джихада является обязанностью каждого мусульманина, но право руководить джихадом имеет только халиф. Но он также имеет право передать исполнение какой-либо своей обязанности другому человеку, при условии, что этот человек будет во всем подчиняться халифу и обо всем будет его информировать. Это не похоже на то, как халиф контролирует действия муавинов. Здесь он получает информацию непосредственно от того человека, которого он назначил своим представителем, и который непосредственно ему подчиняется, т.е. халиф назначает командующего армией, который управляет ею, находясь в полном подчинении халифу, и отчитывается перед ним за каждое действие.
Однако недопустимо, чтобы командующий армией действовал независимо от халифа. Ибо договор на Халифат заключен с халифом. Поэтому только халиф имеет право руководить делами джихада. Поэтому, то положение дел, которое мы наблюдаем в других системах, когда руководитель государства номинально является верховным главнокомандующим, но при этом всеми делами в этой области самостоятельно руководит министр обороны, в Исламе неприемлемо и противоречит шариату. Шариат определил, что действительным главнокомандующим армии должен быть халиф. Что же касается дел, не имеющих прямого отношения к руководству армией (например, выполнение научных и административных дел), то здесь халиф может назначить в качестве своих заместителей независимых руководителей, подобно тому, как он назначает валиев. Здесь полный контроль со стороны халифа не является обязательным.
Необходимо сказать и о том, что Пророк (с.а.с.) непосредственно сам командовал армией и сам участвовал в битвах. В тех битвах, где Пророк (с.а.с.) не принимал участия, назначал командующих, и такие отряды назывались «сарийя». Пророк (с.а.с.) иногда назначал командующего и того человека, который должен был занять пост командующего в случае его гибели. Так было в битве у Муъты. Бухарий передал, что Абдуллах Ибн Умар сказал: «Пророк (с.а.с.) назначил амиром в битве у Муъты Зайда Ибн Хариса, а затем сказал:
"إن قتل زيد، فجعفر، فإن قتل جعفر فعبد الله بن رواحة "
«Если Зайд погибнет, то пусть командование на себя возьмет Джафар, если и он погибнет, то пусть командование возьмет Абдуллах Ибн Раваха». Следовательно, халиф сам назначает командующего армией и дивизии, и вручает им ливаъ (флаги). Военные отряды, которые отправил Пророк (с.а.с.) в сторону Шама, как и отряды Муты и Усамы, а также отряды, совершившие вылазки в сторону Мекки и вглубь Аравийского полуострова, под руководством Саъда Ибн Абу Ваккаса, все они были подобно дивизиям. Это доказывает, что халиф сам назначает командующих армиями и дивизиями. Однако нет доказательств на то, что Пророк (с.а.с.) лично назначал кого-то еще, помимо командующих армией и дивизией. Это свидетельствует о том, что назначение остальных командиров Пророк (с.а.с.) оставлял на усмотрение командующих армией. Что же касается начальника генерального штаба, то из-за того, что он ответственен за военное образование, его назначает халиф, и он может исполнять свои дела самостоятельно, хотя и подчиняется халифу.