Состоящее из представителей мусульман собрание, к которому халиф обращается за советом в делах, называется «маджлис уммы». Члены этого маджлиса являются представителями уммы в деле требования отчета с правителей. Доказательством этому является то, что Пророк (с.а.с.) обращался за советом к ансарам и мухаджирам, которые представляли их племена. Также назначение Посланником Аллаха (с.а.с.) сподвижников для совета. Посланник Аллаха (с.а.с.) советовался с ними в делах больше, чем с другими. Ими были Абу Бакр, Умар, Хамза, Али, Салман аль-Фарисий и Хузайфа...
Также и Абу Бакр назначил представителей из мухаджиров и ансаров, для того, чтобы советоваться с ними, когда в этом появится необходимость. Во времена Абу Бакра членами Совета (шура) были ученые и факихи. Ибн Сад передает от Касыма следующее: «Когда Абу Бакр Сыддык хотел советоваться в каком-то деле с авторитетными людьми и знатоками фикха, то приглашал некоторых мухаджиров и ансаров. Он приглашал Умара, Усмана, Али, Абдуррахмана Ибн Авфа, Муаза Ибн Джабала, Убаййа Ибн Каба, Зайда Ибн Сабита». Все они во время правления Абу Бакра давали фетвы, и люди обращались к ним со своими вопросами. Так поступал Абу Бакр. Затем халифом стал Умар. Он также приглашал этих сподвижников для совета. Также существуют доказательства, которые призывают мусульман к требованию отчета с правителей. Мусульмане практиковали это, как это было во время праведных халифов. Умма назначает своего представителя в «шура», также она может назначать представителя в требование отчета от правителей. Все это указывает на то, что дозволяется существование определенного маджлиса, который замещает умму в отчете правителей. Этот маджлис называется «маджлис-уль-умма», ибо является уполномоченным от уммы в делах совета (шура) и требования отчета (мухасаба).
Членами этого маджлиса могут быть и те граждане Исламского государства, которые не являются мусульманами. Они могут подавать жалобы на несправедливость и притеснение по отношению к ним со стороны правителей, или на упущения в претворении над ними Ислама, или на отсутствие нормальных условий для них и т.п.
Право мусульман на существование Шура
«Шура» (совет) является правом всех мусульман перед халифом. Халиф должен обращаться к ним за советом в делах. Всевышний Аллах говорит:
وَشَاوِرْهُمْ فِي الأَمْرِ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللّهِ
«И советуйся с ними о деле. Если ты принял решение, то положись на Аллаха». (3:159).
وَأَمْرُهُمْ شُورَى بَيْنَهُمْ
«Они в своих делах советуются между собой». (42:38)
Пророк (с.а.с.) обращался к людям за советом. В день Бадра Пророк (с.а.с.) принял их совет о месте сражения с врагом. В день Ухуда он советовался с ними о том, где лучше встретить врага, в Медине или за ее пределами. В первом случае он взял мнение Хаббаб Ибн Мунзира. Это было мнение специалиста, высказанное знатоком своего дела. В день Ухуда Пророк (с.а.с.) последовал мнению большинства, хотя его собственное мнение было иным.
Например, в свое время Умар обратился за советом к мусульманам по поводу земель Ирака: следует ли ему распределить их среди мусульман, ибо эти земли взяты в качестве трофеев, или оставить эти земли их населению, которое будет выплачивать харадж (поземельный налог), а сама земля останется собственностью казны мусульман (Байт-уль-мала)? Здесь он поступил согласно своему иджтихаду, и в этом большинство мусульман согласилось с ним. Земли были оставлены своему населению с тем условием, что они будут выплачивать харадж.
Отчет является ваджибом
Равно как мусульмане обладают правом иметь «Шура» перед халифом, также они обязаны требовать отчет с правителей за их действия и распоряжения. Всевышний Аллах в категорической форме приказал мусульманам, чтобы они требовали отчет с правителей. Если они попирают права народа или проявляют упущения в исполнении своих обязанностей по отношению к народу, или пренебрегают какими-то его делами, или нарушают законы Ислама, или правят иным, нежели тем, что ниспослал Аллах, мусульмане должны исправлять их. Муслим передает от Умму Салама, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"ستكون أمراء فتعرفون وتنكرون، فمن عرف برئ، ومن أنكر سلم، ولكن من رضي و تابع، قالوا أفلا نقاتلهم؟ قال: لا، ما صلوا"
«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому, и удержать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…». Люди спросили: «Разве мы не будем сражаться против них?» «Нет, до тех пор, пока они совершают намаз», – ответил Пророк (с.а.с.)». Под словом «намаз» здесь подразумевается правление Исламом.
Первые мусульмане, во главе с Умаром, выразили Абу Бакру порицание в его решимости начать войну против вероотступников.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) умер, Абу Бакр стал халифом, а некоторые из арабов отказались от Ислама, Умар спросил: «Как же ты можешь сражаться с этими людьми?1 Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: «Нет кроме Единого Аллаха, другого божества», - а кто произнесёт эти слова, тем самым защитит от меня своё имущество и свою жизнь. Если только он не совершит ничего такого, за что можно будет лишить его имущества или жизни по праву,2 и тогда лишь Аллах сам его будет отчитывать?» Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет намаз от закята,3 ведь закят с имущества брать обязательно! Клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы верблюжьи путы, которые отдавали Посланнику Аллаха, я стану сражаться с ними из-за этого!» Тогда Умар сказал: «Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце4 Абу Бакра, принявшего решение сражаться, и я понял, что это правильное решение»». (Бухарий, Муслим).
Билял Ибн Рабах, Зубайр и другие выразили Умару несогласие в том, что он не распределил земли Ирака между воинами. Также как один из бедуинов возразил Умару после того как он определил некоторые земели, как госсобственность (хима). Передает Абу Убайда от Амира Ибн Абдуллаха Ибн аз-Зубайра, который сказал: «Один бедуин прибыл к Умару Ибн аль-Хаттабу и сказал: «Повелитель правоверных, почему ты запрещаешь нам владеть нашей землей, на которой мы боролись в (дни) джахилии и на которой мы стали мусульманами?» Умар опустил свою голову, скрутил свои усы и вздыхал (всякий раз, когда какая-либо проблема беспокоила его, Умар скручивал свои усы и вздыхал), и когда бедуин увидел его положение, он повторил свой вопрос. Умар ответил: «Все эти богатства принадлежат Аллаху, а все эти люди – рабы Аллаха. Клянусь Аллахом, если я ради Аллаха не взял бы на себя ответственность за этих людей, то не запретил бы вам владеть даже пядью земли». Умар назначал места и ограждал их для лошадей мусульман, из общественной собственности. Также одна женщина, услышав решение Умара, запрещающее людям поднимать сумму махра более 400 дирхемов, выразила ему свое несогласие, сказав: «О Умар! Ты не имеешь на это права. Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха:
وَآتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنطَارًا فَلاَ تَأْخُذُواْ مِنْهُ شَيْئًا
«и если одной из жен подарили кинтар (несметное количество), то не отбирайте из него ничего». (4:20)
Тогда Умар сказал: «Правду сказала женщина, и ошибся Умар».
Али возразил Усману в то время, когда Усман был повелителем мусульман, в вопросе завершения хаджа и умры. Передает Ахмад от Абдуллаха Ибн Зубайра: «Мы были с Усманом в местности аль-Джахфа, с ними были люди из Шама, среди которых был Хабиб Ибн Маслама аль-Фахрий. Когда Усману напомнили о том, что можно совершить хадж и умру вместе, он сказал: «Лучше чтобы они не были в месяц хаджа. Поэтому если посещаете каабу второй раз, для совершения умра, было бы лучше, так как Всевышний Аллах увеличит вознаграждение». В это время, Али был в долине, и кормил своего верблюда, до него дошло высказывание Усмана. Он подошел к Усману и сказал: «Ты запретил Сунну, которую Пророк делал, и запретил облегчение, которое Аллах дал людям в своей Книге, хотя оно для тех, кто нуждается, и для тех, кто живет далеко». Тогда Усман обратился к людям и спросил: Разве я запретил это? Я не запрещал, это было просто моим мнением. Если кто хочет, придерживается, а кто не хочет, нет».
Все вышесказанное указывает на то, что маджлис умма имеет право давать советы, и он обязан (ваджиб) отчитывать правителей за их действия.
Как мы уже объяснили, есть разница между шура и отчетом. Шура – выслушивать или обращения за мнение других, прежде чем принять решения. А отчет (мухасаба) – возражение уже принятого или выполненного действия.
Избрание членов Маджлис-уль-умма
Члены маджлис-уль-умма избираются, но не назначаются. Причина этого в том, что они являются представителями народа в высказывании мнения перед халифом. Представители выбираются народом, и они не могут быть кем-то навязаны народу. Члены маджлис-уль-умма являются представителями народа, выражающими его мнение, как индивидуумами, так и группами. В большой области и среди малоизвестного народа представителя могут знать только те, которые избирают его своим представителем. Сам Пророк (с.а.с.) выбрал тех, к кому он обращался за советом не по их способностям или личным качествам, а по следующим двум качествам:
Первое: они должны были быть старейшинами своего народа, невзирая на их личные способности.
Второе: они должны были быть представителями от мухаджиров и ансаров.
Целью учреждения членов совета является представительство от имени людей. Принципом, на основе которого избираются члены маджлис-уль-умма, считается представительство по отношению к процентному количеству людей (как это было при выборе старейшин), и представительство по отношению к группам (как это было при выборе представителей от имени мухаджиров и ансаров). Это представительство отдельных лиц и групп от малоизвестных людей, может осуществляться только благодаря выборам, а значит, выбор членов маджлис-уль-умма является неизбежным делом. Что же касается того, что Пророк (с.а.с.) сам выбирал людей для совета, то это объясняется тем, что территория, которую заселяли мухаджиры и ансары, была незначительной – лишь сама Медина. Все мусульмане были ему знакомы. Мусульмане же, давшие ему второй байат Акаба, были ему незнакомы. Поэтому он предоставил им самим право выбрать старейшин, сказав:
"أخرجوا إلي منكم اثني عشر نقيبا يكونون على قومهم"
«Выберите мне из своего числа двенадцать старейшин, чтобы они были представителями от своих людей». (Передал Ибн Хишам в книге «Сира» от Каъба Ибн Малика).
Поскольку члены маджлис-уль-умма являются уполномоченными лицами, выражающими мнение людей, и что мотивом учреждения маджлис-уль-умма является представительство отдельных людей и групп в выражении мнения и отчет правителей, и что в отношении малоизвестных людей эта мотив (иллят) может быть осуществлен только посредством всеобщих выборов, то из всего этого выводится следующее положение: «Члены маджлис-уль-умма выбираются, а не назначаются».
Способ избирания маджлис-уль-умма
1. В теме о валиях мы упомянули, что мы приняли (табанни) выбор маджлис-уль-вилаята, представляющий жителей этого вилаята для следующих целей:
а) Предоставление необходимой информации валию о положении дел в вилаяте, и ее нуждах, чтобы помогать ему в обеспечении спокойного и безопасного проживания жителям данного вилаята, в облегчении им удовлетворение их нужд, и в предоставлении услуг.
б) Проявление довольства или жалобы на валия, так как жалоба большинства маджлис-уль-вилая на валия обязывает к его отстранению, то есть реальность маджлис-уль-вилая является административной. Маджлис-уль-вилая помогает валию, показывая ему реальность вилаята, и выявляя довольствие или жалобы народа на него. Все это толкает его на улучшение работы. Маджлис-уль-вилая не имеет полномочия, как имеет маджлис-уль-умма.
2. Мы так же приняли (табанний) образование маджлис-уль-умма (Шура и мухасаба), и то, что он должен быть выбранным умой, и представлять ее. У этого маджлиса так же есть полномочия, которых будут разъяснены.
3. Будут проходить выборы для избирания членов маджлис-уль-вилая и маджлис-уль-умма.
4. Чтобы облегчить избирательный процесс и не обременять народ повторными выборами, мы приняли (табанний): в первую очередь избирается маджлис-уль-вилая, после чего собираются победители в маджлис-уль-вилая, и из них выбираются члены маджлис-уль-умма. То есть маджлис вилаятов напрямую избираются уммой, а маджлис-уль-умма избирается меджлис вилаятами. То есть начало и конец срока маджлис-уль-умма тот, же который у маджлис вилаятов.
5. Те, которые избираются из маджлис вилаятов членом в маджлис-уль-умма, их место заменяется теми, которые имеют больше голосов среди провалившихся на выборе, а если их голоса были одинаковы, то между ними проводится жребий.
6. Немусульмане избирают своих представителей в маджлис вилаятов, которые в свою очередь выбирают их представителей в маджлис-уль-умма. Все это происходит в одно и то же время вместе с выборами маджлис вилаятов и маджлис-уль-умма в государстве.
На основе этого, принят закон, учитывающий эти моменты, и разъясняет процесс избирания маджлис вилаятов и маджлис-уль-умма. И по воле Всевышнего, в свое время будет дискуссия и разъяснение его.
Членство в Маджлис-уль-умма
Каждый разумный и достигший совершеннолетия гражданин Исламского государства имеет право быть избранным членом маджлис-уль-умма и избирать членов маджлис-уль-умма, независимо от того, мужчина или женщина, мусульманин или немусульманин.
Это потому, что деятельность маджлис-уль-умма не относится к правлению, и соответственно, на его деятельность не распространяется действие хадиса, касающегося правления женщины. В 13-ом году пророчества, т.е. в год, когда Пророк (с.а.с.) совершил хиджру, к нему пришли семьдесят пять мусульман, в числе которых были две женщины. Все они дали байат Пророку (с.а.с.), известный как «Второй байат Акабы». Это был байат войны и сражения, и был политическим байатом. Затем, когда они уже дали байат, Пророк (с.а.с.), обращаясь к ним всем, сказал:
"أخرجوا إلي منكم اثني عشر نقيبا يكونون على قومهم"
«Выберите мне из своего числа двенадцать старейшин, чтобы они были ответсвенными лицами за дела своих людей». (Вывел Ахмад от Каъба Ибн Малика). Этот приказ с его стороны был обращен ко всем присутствующим. Он не был обращен только к мужчинам, исключая женщин, и это касалось, как избирающих, так и избираемых. Если нет ограничивающего доказательства, то хукм остается общим. В данном случае речь идет в общей форме, где нет ограничивающих доказательств. Следовательно, это указывает на то, что Пророк (с.а.с.) приказал двум женщинам выбирать старейшин, и предоставил им право быть избранными в качестве старейшин.
Однажды Пророк (с.а.с.) сел в окружении Абу Бакра и Умара, чтобы принять от людей байат. Ему дали байат как мужчины, так и женщины. Это был байат на правление, а не на принятие Ислама, ибо давшие байат женщины были мусульманками. После присяги, данной Пророку (с.а.с.) в Худайбии, ему дали клятву и женщины тоже. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا جَاءَكَ الْمُؤْمِنَاتُ يُبَايِعْنَكَ عَلَى أَن لاَّ يُشْرِكْنَ بِاللَّهِ شَيْئًا وَلاَ يَسْرِقْنَ وَلاَ يَزْنِينَ وَلاَ يَقْتُلْنَ أَوْلاَدَهُنَّ وَلاَ يَأْتِينَ بِبُهْتَانٍ يَفْتَرِينَهُ بَيْنَ أَيْدِيهِنَّ وَأَرْجُلِهِنَّ وَلاَ يَعْصِينَكَ فِي مَعْرُوفٍ فَبَايِعْهُنَّ وَاسْتَغْفِرْ لَهُنَّ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«О Пророк! Если придут к тебе верующие женщины, чтобы присягать тебе в том, что они ничего не будут придавать Аллаху в сотоварищи, и не будут красть, прелюбодействовать или убивать своих детей. Также не будут приводить лжи, измышляя ее от себя, и не будут ослушиваться тебя в одобряемом, то прими их присягу и проси для них прощение у Аллаха. Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!» (60:12)
Этот байат также был байатом на правление, ибо Коран утверждает, что эти женщины были мусульманками. Байат был дан на то, что они не будут проявлять ослушания Пророку (с.а.с.) в одобряемом.
Кроме того, женщина имеет право, как уполномочивать от себя представителя, для выражения своего мнения, так и сама может быть уполномоченной в этом, поскольку она имеет право выражать свое мнение и уполномочивать в этом другого, поскольку для представителя нет такого условия, чтобы он был мужчиной.
Известно, что Умар, когда возникала проблема, брал мнение мусульман по этому вопросу. В равной степени было ли это в сфере законов шариата или правления, или любое другое дело из дел государства. Когда случалось что-либо, он призывал мусульман в мечеть, там были мужчины и женщины, и он брал их мнение. Однажды он оставил свое мнение, когда ему посоветовала женщина в вопросе калыма (махр).
Так же как и для мусульман есть право в маджлис-уль-умма, также, и не мусульмане имеют право быть там. Они являются представителями от их избирателей, представляют их мнения, по поводу плохого исполнения законов шариата по отношению к ним, или несправедливости правителя к ним.
Однако наряду с этим немусульмане не имеют права выражать мнение в области законодательства. Дело в том, что исламское законодательство, исходит из исламской акыды. Оно представляется в практических законах шариата, выведенных из своих подробных доказательств, т.е. Коран, Сунна, Иджма и Кыяс. Исламское законодательство разрешает проблемы человека согласно определенной точке зрения на жизнь, которую определяется исламской акыдой. Немусульманин исповедует акыду, которая противоречит Исламу, и его мировоззрение противоречит исламскому мировоззрению. Поэтому его мнение в сфере законодательства не принимается.
Немусульманин также не имеет права участвовать в выборах халифа, и в выдвижении кандидатур на эту должность, ибо он не имеет права в правлении. Но в остальном, в рамках полномочий маджлис-уль-умма, он имеет такие же права, как и любой мусульманин.
Срок членства в Маджлис-уль-умма
Срок членства в маджлис-уль-умма ограничен. Доказательством тому служит то, что Абу Бакр не ограничился в совете именно теми людьми, к которым обращался Пророк (с.а.с.). Умар Ибн аль-Хаттаб не ограничился в совете теми людьми, к которым обращался Абу Бакр. В конце своего правления Умар стал обращаться за советом к тем людям, к которым не обращался в начале своего правления. Это свидетельствует об ограниченности срока членства в маджлис-уль-умма. Мы в этом вопросе приняли, что срок членства в маджлисе ограничивается пятью годами.
Полномочия Маджлис-уль-умма
Маджлис-уль-умма обладает следующими полномочиями:
1. а) Обращение халифа к маджлис-уль-умма за советом и предоставление маджлисом совета ему в практических делах, не требующих глубокого мыслительного изучения и внимательного рассмотрения. К этому относится внутренняя политика, например обеспечение граждан необходимыми услугами: образование; здравоохранение; экономика; торговля; промышленность; сельское хозяйство и т.д., чтобы они чувствовали спокойствие в жизни. Маджлис-уль-умма может требовать укрепления их города, обеспечения их безопасности. Мнение маджлис-уль-умма в этих делах является обязывающим для халифа, то есть мнение большинства исполняется.
б) В делах, требующих глубокого изучения и внимательного рассмотрения, как, например, раскрытие истин, или принятие решения воевать, дела, решение которых нуждаются в специалистах, информации и знаниях, подобно подготовке военных планов, и все другие дела требующие искусства и знания. В этих делах мнение берется у специалистов, а не у большинства. Также в вопросах бюджета, военной сферы и внешней политики. Этими делами управляет халиф на основе своего мнения и иджтихада, соответствующим законам шариата, и не берется мнение маджлис-уль-умма. Халиф может обращаться за советом к маджлис-уль-умма, и быть в курсе его мнения, но оно не является обязательным для него.
2. Мнение совета не берется в законодательстве. Законодательство берется с Корана, Сунны Его Посланника (с.а.с.) и с того, на что они указали – иджма-ус-сахаба (единодушие сподвижников) и кияс (сравнение). Все это на основе правильного иджтихада, и принятие (табанний) и издательство законов происходит таким образом. Халиф вправе представить на рассмотрение маджлис-уль-умма те решения и законы, которые он хочет принять (табанни). Мусульмане из числа членов маджлис-уль-умма имеют право их обсуждать и выразить свое мнение по поводу их правильности или ошибочности. Если их мнения разошлись в правильности выведения или в доказательстве закона, касательно метода табанний из основ шариата, признанных в государстве, то этот вопрос разрешает махкамат-уль-мазалим. Принять мнение суда в этом вопросе становится обязательным для халифа.
3. Маджлис-уль-умма имеет право отчитывать халифа за все фактически происходящие в государстве дела, независимо от того, касаются ли они внутренней или внешней политики, бюджета, военной сферы или других вопросов. В тех вопросах, где мнение большинства является обязательным, мнение маджлис-уль-умма является обязательным для халифа. В тех же вопросах, где принимать мнение большинства не является обязательным, мнение маджлиса не является обязательным для халифа.
Если маджлис-уль-умма расходится с халифом по поводу соответствия какого-то выполненного действия шариату, то обращаются за окончательным решением вопроса в махкамат-уль-мазалим. Принять мнение этого суда в данном случае становится обязательным.
4. Маджлис-уль-умма имеет право выражать свое недовольство относительно муавинов, валиев или амилов. В этом случае, принятие мнения большинства маджлис-уль-уммы становится обязательным, и халиф должен немедленно освободить этих людей от занимаемой ими должности. Если же мнения маджлис-уль-умма и маджлис-уль-вилая разошлись в жалобе или в довольстве валиями или амилами, то предпочтение отдается мнению маджлис-уль-вилая.
5. Члены маджлис-уль-умма из числа мусульман имеют право выдвигать кандидатов на пост халифа из тех, кого махкамат-уль-мазалим определил как обладающие условиями заключения халифата. В равной степени ограничиваются кандидатуры шестью, или двумя, как это было пояснено выше, в теме выбора халифа. В этом случае, принятие мнения большинства становится обязательным. Кроме этих кандидатур, другие кандидатуры не принимаются.
Таковы полномочия маджлис-уль-умма. Доказательством этих полномочий служит следующее:
1. а) Что касается доказательства того, что мнение маджлис-уль-умма в тех практических делах, которые не требуют глубокого изучения и внимательного рассмотрения, является обязательным, то оно взято из того случая, когда в сражении Ухуд Пророк (с.а.с.) принял мнение большинства, которое считало, что для встречи с войском язычников нужно выйти за пределы Медины. Сам же Пророк (с.а.с.) и известные сподвижники считали необходимым оставаться в Медине. Это доказательство взято также из слов Пророка (с.а.с.), сказанных им в адрес Абу Бакра и Умара: «Если вы оба, советуясь, придете к единому мнению, то я не стану возражать вам». Поэтому, практические дела, связанные с мнением, приводящим к действию, как обеспечение необходимых гражданских услуг для обретения спокойствия в жизни, и как охрана их безопасности, укрепление их города. Все это является мнением большинства в совете, и оно является обязательным для халифа, даже если оно противоречит его мнению. Как это произошло с Посланником Аллаха (с.а.с.), когда он принял мнение большинства и вышел за пределы Медины.
б) В основе халиф должен следовать мнению ученых, опытных экспертов и специалистов, как это было, например, когда в деле выбора места для сражения Бадра Пророк (с.а.с.) последовал мнению Хаббаба Ибн Мунзира. В книге Ибн Хишама «Сира» говорится: «Когда Пророк (с.а.с.) остановился у ближайшего от Бадра источника воды, Хаббабу не понравилось это место, и он сказал Пророку (с.а.с.): «О Посланник Аллаха, это место тебе указано Аллахом так, что мы не можем продвинуться вперед или отойти назад, или это относится к мнению, войне и тактике?» «Да, это относится к мнению, войне и тактике», – ответил Пророк (с.а.с.). Тогда Хаббаб сказал: «О Посланник Аллаха, это не место для нас. Поднимай людей. Нам необходимо дойти до ближайшего от врага источника воды и обосноваться там. Затем зароем все оставшиеся позади колодцы, а у того колодца выроем водоем и наполним его водой. После этого сразимся с врагом. У нас будет вода для питья, а у них нет». «Действительно, хорошее предложение», – сказал Пророк (с.а.с.) и, поднявшись вместе со сподвижниками, отправился к тому месту, где вода была наиболее близка к врагу. Там он приказал зарыть все колодцы, и вырыл бассейн у того колодца, где остановился. Бассейн наполнили водой». Так Пророк (с.а.с.) принял предложение Хаббаба и последовал его мнению.
В этом событии имело значение мнение опытного знатока. Сюда же относятся научные и идейные дела, которые требуют глубокого изучения и внимательного анализа. Также и в определении действительности обращаются не к мнению людей, а экспертам и специалистам, ибо здесь не имеет значения большинство или меньшинство, а во внимание берутся лишь знания, опыт и специализация.
Также сюда относятся и финансовые дела. Шариат определил категории собираемых средств, и направления, в которых они расходуются, как и определил положения, в которых устанавливаться налоги. Поэтому в деле сбора средств и их расходования мнение людей не имеет значимости. Также и армия, руководство делами которой шариат возложил на халифа. Шариат определил законы джихада. В тех делах, которые утверждены шариатом, мнение людей не имеет значения. Также и взаимоотношения Исламского государства с другими государствами является из области дел, требующих глубокого изучения и внимательного анализа, и имеющих отношение к джихаду. Наряду с этим, эти дела относятся к вопросам мнения, войны и тактики. Поэтому в этих делах и вопросах мнение людей, с точки зрения большинства или меньшинства, не имеет значения. Но все-таки халиф может представлять эти дела на рассмотрение маджлис-уль-умма с целью получения его совета и мнения, ибо само по себе это представление относится к дозволенным делам. Причем мнение Маджлис-уль-умма по этим вопросам не является обязательным, как об этом свидетельствует, например событие Бадра. Однако решение остается за халифом.
Разъяснение разницы между (а) и (б) первого пункта:
Мнение большинства совета является обязательным для халифа, в постройке моста для решения проблемы села. Однако, определение подходящего места для постройки моста, или инженерные проекты для моста, каким он будет, подвесной или на опорах и т.д. Тут берется мнение специалистов и обладателей опыта, а не мнение большинства маджлиса.
Обеспечение школ для школьников села, которым тяжело добираться до города, мнение большинства маджлис-уль-умма будет обязательным для халифа. Однако выбор место, грунта и подходящей позиции, также вид постройки, будет ли оно собственностью государства или нет, или арендуется на несколько лет. В этом берется мнение специалистов, а не большинства, несмотря на то, что халифа может спросить мнение большинства, но их мнение не обязательно для халифа.
Также, если в каком либо городе, находящимся на границе с врагом, есть опасность нападения врага, мнение маджлис-уль-умма обязательно, касательно обороны селения. Для избежания убийств, ограбления, и нападении, однако какая оборона и какие военные средства будут использоваться во избежание опасности, во всем этом советуются с специалистами а не с большинством.
2. Законодательство принадлежит одному Аллаху и только:
إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ
«Принятие решений принадлежит только Аллаху». (6:57)
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью». (4:65)
Так же в толковании Посланником Аллаха (с.а.с.) аята:
اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَاباً مِّن دُونِ اللّهِ
«Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха». (9:31)
Передаёт Тирмизий от Удай Ибн Хатима:
"أتيت النبي صلى الله عليه وسلم وفي عنقي صليب من ذهب، فقال يا عدي اطرح عنك هذا الوثن. وسمعته يقرأ في سورة براءة ﴿ اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَاباً مِّن دُونِ اللّهِ ﴾ قال: أما إنهم لم يكونوا يعبدونهم، ولكنهم كانوا إذا أحلوا لهم شيئا استحلوه، وإذا حرموا عليهم شيئا حرموه"
«Я пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.), и у меня на шее был золотой крест. Он сказал: «Выбрось этот идол». И я слышал, как он читал аят из суры «Покаяние»: «Они взяли своих первосвященников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, а также Мессию сына Марии. А ведь им было велено поклоняться только одному Аллаху» (9:31). Дослушав аят, Удай сказал: «Они не поклонялись им». Посланник (с.а.с.) сказал: «Напротив, они запрещали им разрешённое и разрешали запрещённое, а те, последовали за ними, что и является их поклонением им»». Поэтому законодательство не берется с мнения маджлиса или большинства и единодушия. А берется с Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (с.а.с.) и с того, на что они указали, на основе правильного иджтихада. Поэтому Посланник Аллаха (с.а.с.) отверг мнение большинства из мусульман в договоре Худайбия. Он сказал:
"إني عبد الله ورسوله، ولن أخالف أمره"
«Я – раб Аллаха и Посланник Его, и я не буду ослушаться Его приказа». Потому что договор Худайбия был откровением от Всевышнего Аллаха. Поэтому в законодательстве не берется во внимание мнение большинства. На основе этого, табанний законов шариата, и табанний закона, входит в полномочия халифа и только, как это уже объяснялось. Но, несмотря на это, халиф может обратиться за мнением меджлиса в вопросе, который он хочет принять, для того, чтобы узнать его. Как это сделал Умар Ибн аль-Хаттаб (р.а.), когда обратился к мусульманам по поводу законов шариата, и никто из сподвижников не отверг это. Это было по поводу завоеванных земель в Ираке, которые мусульмане попросили Умара разделить между воинами. И он обратился к людям, а потом решил оставить землю у населения Ирака, с условием, что они будут плотить определенный харадж, и плюс джизья. Обращение Умара, а до него Абу Бакра, в законах шариата за мнением к сподвижникам, и то, что сподвижники не выражали порицания против такого обращения, является доказательством иджма-ус-сахаба (единодушие сподвижников), указывающим на то, что халиф может обращаться к мусульманам, чтобы брать их мнение в шариатских решениях.
Что касается обращения к махкамат-уль-мазалим, когда халиф и маджлис-уш-шура разошлись в правильности выведения этих законов, или доказательств, относительно метода табанний, из основ признанных в государстве, то в полномочие кади мазалим входит рассмотрение закона, принятого халифом, имеет ли он шариатское доказательство, соответствует ли доказательство реальности. Поэтому если халиф разошелся с мнением большинства в маджлисе в законе, который был принят им, правильный он или нет, этим занимается кади-мазалим. Так как это его специализация, и мнение махкамат-уль-мазалим обязательно.
Не являющиеся мусульманами члены маджлис-уль-умма не имеют права рассматривать те законы и решения, которые желает принять халиф. Причина этого в том, что они не веруют в Ислам. Они имеют право выражать свои жалобы по поводу несправедливостей, происходящих относительно них со стороны правителей, но они не могут давать мнения относительно шариатских законов и решений.
3. Доказательством отчета правителей со стороны маджлиса являются общие тексты, которые сообщаются в деле требования отчета с правителей. Ахмад передает от Ибн Умара, который сказал, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"سيكون عليكم أمراء يأمرونكم بما لا يفعلون، فمن صدقكم بكذبهم، وأعانهم على ظلمهم، فليس مني ولست منه، ولن يرد علي الحوض"
«В скором будущем вами будут править правители, которые будут вам приказывать то, чего не делают сами. Те, которые будут считать их ложь истиной, и станут им содействовать в их несправедливости, они – не от меня, и я – не от них, и они никогда не приблизятся ко мне у источника Кавсар». Ахмад передает от Абу Саида Худрий, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"...أفضل الجهاد كلمة حق عند سلطان جائر"
«…Лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем». Хаким передает от Джабира, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"سيد الشهداء حمزة بن عبد المطلب، ورجل قام إلى إمام جائر فأمره ونهاه فقتله"
«Самый лучший шахид - это Хамза Ибн Абдульмутталиб, а также тот, кто стоял перед несправедливым правителем, приказал ему одобряемое и запрещал порицаемое, и за это был убит им». Муслим передает от Умму Саламы, что Пророк (с.а.с.) говорил:
" ستكون أمراء فتعرفون وتنكرون، فمن عرف برئ، ومن أنكر سلم، ولكن من رضي و تابع..."
«В скором будущем будут правители, в которых вы узнаете (их неправильные поступки) и будете порицать их. Кто из вас будет узнавать (их неправильные поступки), тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя (от греха). Но кто согласится с ними и последует за ними…». Эти тексты являются общими и указывают на то, что требование отчета проводится за любое действие. Согласно этому, маджлис-уль-умма требует отчета с халифа, муавинов, валиев и амилов за все фактически осуществленные дела, независимо от того, усмотрел ли маджлис в этих делах нарушение шариатского закона, или ошибочность, или вред для мусульман, или факт несправедливости относительно народа, или упущения в управлении делами народа. Халиф в свою очередь должен ответить на это требование и возражение, разъяснив свою точку зрения и свои доводы относительно выполненных дел, сказанных слов и отданных распоряжений, чтобы маджлис мог убедиться в правильности хода дел и в правдивости халифа. Но, если маджлис-уль-умма не принимает точку зрения халифа и отвергает его доводы, то в этом случае, необходимо разобраться. Если рассматриваемое дело входит в сферу дел, где мнение большинства является обязательным, то халиф должен принять мнение маджлиса. Как это было в (а), в ином же случае это мнение не будет являться обязательным для халифа, подобно делам (б). Например, если отчет был по нехватке школ, как это в прошлом примере, то отчет является обязательным. Если же отчет был, почему школа строится по такой-то конструкции, а не по такой-то, отчет не обязывает халифу отвечать.
Если люди требующие отчета, расходятся с правителями по какому-то делу с точки зрения его законности, то по просьбе маджлиса это дело передается на рассмотрение в махкамат-уль-мазалим, ибо Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти из вас. Если же вы спорите о чем-нибудь, то обращайтесь в этом Аллаху к Посланнику». (4:59)
Смысл этого аята заключается в следующем: «О, мусульмане, если вы в чем-то разногласите с обладателями власти, то отдайте это на рассмотрение Аллаха и Его Посланника, т.е. обратитесь к решению шариата». Обратиться к решению шариата значит обратиться к шариатскому суду. Поэтому здесь необходимо обратиться к махкамат-уль-мазалим. Его решение в данном случае будет обязывающим.
4. Доказательством отчета правителей со стороны маджлиса является то, что Пророк (с.а.с.) отстранил своего амила в Бахрейне, Аля Ибн Хадрамийя, из-за того, что представители племени Абд аль-Кайс подали Пророку (с.а.с.) жалобу на него. Ибн Саъд передает от Мухаммада Ибн Умара следующее: «Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил Аля Ибн Хадрамийю письменное сообщение о том, чтобы он прибыл к нему с двадцатью представителями от племени Абд аль-Кайс. Оставив вместо себя Мунзира Ибн Савия временно исполняющим делами амира Бахрейна, Аля Ибн Хадрамий прибыл к Пророку (с.а.с.) с двадцатью людьми, во главе которых был Абдуллах Ибн Авф аль-Ашъадж. Представители стали жаловаться на Аля Ибн Хадрамийя. Тогда Пророк (с.а.с.) снял его с должности амила и, назначив на его место Аббана Ибн Саида Ибн аль-Аса, сказал ему: «Всегда хорошо относись к племени Абд аль-Кайс и проявляй уважение их старейшинам».
Также, и Умар Ибн аль-Хаттаб снял Саъда Ибн Абу Ваккаса с должности валия лишь из-за жалоб людей, сказав при этом: «Я освободил его не из-за слабости или предательства». Это свидетельствует о том, что жители вилаятов имеют право выражать недовольство и негодование в адрес своих валиев и амиров, и что если такое происходит, то халиф обязан уволить их. Таким образом, маджлис-уль-вилая, также и маджлис-уль-умма, являясь представителем от имени всех мусульман в вилаятах, имеет право выражать недовольствие валиями и амилами. Халиф в таких случаях должен немедленно освобождать их от занимаемой должности, если жалоба была от большинства членов маджлис-уль-вилая или маджлис-уль-умма. А когда эти два маджлиса противоречат, то предпочтение оказывается маджлису вилаята, так как он больше знает и охватывает положения валия, чем маджлис-уль-умма.
5. Состоит из двух вопросов:
1) ограничение кандидатов;
2) ограничение их шестью, и потом двумя.
Что касается первого вопроса, то тот, кто проследил за выборами праведных халифов, заметит, что было ограничение кандидатур самими представителями мусульман, или просили халифа, чтобы он ограничил число кандидатур.
Под навесом у Бани Саида кандидатами были только Абу Бакр, Умар, Абу Убайда и Саъд Ибн Убада, и это было одобрено присутствующими под навесом и позже сподвижниками, где дали байат Абу Бакру.
В последние дни Абу Бакра (р.а.), мусульмане около трех месяцев рассматривали вопрос халифа (наместника) после него. После долгих обсуждений, они согласились с ним на кандидатуру Умара, то есть кандидатура была ограничена одним.
Ограничение было более ясным после ранения Умара (р.а.). Сподвижники попросили Умара, чтобы он ограничил число кандидатур, и он ограничил их шестью кандидатами. Он запретил выдвижение других, и отнесся к этому очень серьезно, как это известно.
Во время байата Али (р.а.), он был одним, и не было у него соперников, поэтому не было нужды в ограничении.
Ограничение происходило перед группой сподвижников. Если ограничение кандидатур было бы запретным, по причине того, что в этом есть ущемление права других на выдвижение своей кандидатуры, они порицали бы это и не приняли бы ограничение. Поэтому халиф может ограничить число кандидатур, так как здесь иджма-ус-сахаба. А что касается уммы, то есть ее представителей, то они тоже могут ограничить количество кандидатур, не зависимо происходит ли это непосредственно со стороны уммы, или посредством предыдущим халифом.
А что касается ограничения кандидатур изначально шестью кандидатами, то это основывается на действиях Умара (р.а.). Последующее ограничение двумя кандидатами, основано на действии Абдуррахмана Ибн Авфа (р.а.), а также оно основано на выполнении сути присяги большинством избирателей мусульман. Поскольку, когда кандидатов более двух, то победителем из них считается получивший более 30% голосов от общего числа голосующих, то есть меньше чем большинство. Поэтому выигрыш большинством голосов осуществляется, если количество кандидатов не превышает двух.
Что касается ограничения со стороны маджлис-уль-умма шестью и двумя кандидатами, в которых махкамат-уль-мазалим определил наличие условий заключения. Это потому что маджлис-уль-умма ограничивает кандидатур для того, чтобы избрать из них халифа, то есть необходимо наличие условий заключения. Поэтому махкамт-уль-мазалим исключает каждого кандидата на пост халифа, в котором не имеется условий заключения. После чего, маджлис-уль-умма ограничивает число кандидатур, в которых махкамт-уль-мазалим определил наличие условий заключения. На этом был основан пятый пункт.
Право говорить и выражать свое мнение
Каждый член маджлис-уль-умма имеет право свободно говорить и без всяких затруднений выражать свое мнение в рамках шариата. Член маджлиса является представителем от имени мусульман в выражении мнения и требовании отчета. Его работа заключается в том, чтобы следить за действиями халифа, любого другого правителя (хакима) и любого служащего в любом из аппаратов государства. Его работа также заключается в требовании отчета со всех этих людей. Наряду с этим он дает им добрые наставления, мнения, предложения, обсуждает эти предложения, возражает против неправильных действий государства. Он занимается всеми этими делами от имени мусульман, исполняя такие возложенные на них шариатом обязанности, как «приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого», требование отчета с правителей, предоставление им добрых наставлений и советов. Эти дела являются для мусульман ваджибом. Всевышний Аллах говорит:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللّهِ
«Вы стали лучшим из народов, который выведен для людей (как пример). Вы приказываете одобряемое (маруф), запрещаете порицаемое (мункар) и веруете в Аллаха». (3:110)
الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي اْلأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاَةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ
«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, и выплачивать закят, и велеть совершать одобряемое и запрещать порицаемое». (22:41)
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру (Исламу), приказывать одобряемое и запрещать порицаемое». (3:104)
Также имеется много хадисов, указывающих на «приказ одобряемого и запрет порицаемого». Пророк (с.а.с.) сказал:
"والذي نفسي بيده، لتأمرن بالمعروف، ولتنهون عن المنكر، أو ليوشكن الله أن يبعث عليكم عقابا من عنده، ثم لتدعنه فلا يستجيب لكم"
«Клянусь Тем, в Чьих руках моя жизнь, вы непременно должны приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого. Или иначе вскоре Аллах нашлет на вас Свое наказание и вы станете обращаться к Нему с мольбами (дуа), но они не будут приняты от вас». (Передал Ахмад от Хузайфы). Муслим передал от Абу Саида, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"من رأى منكم منكرا فليغيره بيده، فإن لم يستطع فبلسانه، فإن لم يستطع فبقلبه وذلك أضعف الإيمان"
«Если кто-то из вас увидит нечто порицаемое, то пусть изменит это своей рукой. Если не в силах изменить рукой, то пусть изменит языком. Если не в силах изменить и языком, то пусть проявит недовольство сердцем. И это есть самая слабая степень веры».
Подобные аяты и хадисы приказывают мусульманам повелевать одобряемое и удерживать от порицаемого. Требование отчета с правителей относится именно к делу «приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого». Более того, имеются хадисы, гласящие о требовании отчета именно с правителей, и это в силу того, что в требовании с них отчета и выполнении по отношению к ним дела «приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого», имеется большое значение. Умму Атиййа передает от Абу Саида, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"أفضل الجهاد كلمة حق عند سلطان جائر"
«Лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем». Этот текст относится к требованию отчета с правителя и обязанности (ваджиб) говорить перед ним истину. Пророк (с.а.с.) приравнивает слово истины к джихаду, и не просто к джихаду, а к лучшему его виду, и в жесткой форме призывает говорить истину, даже если это грозит смертью. Приводится в сахих хадисе, что Пророк (с.а.с.) сказал:
"سيد الشهداء حمزة بن عبد المطلب، ورجل قام إلى إمام جائر فأمره ونهاه فقتله"
«Самый лучший шахид – это Хамза Ибн Абдульмутталиб, и человек, который стоя перед несправедливым правителем, приказывал ему одобряемое и запрещал порицаемое, и был убит им за это».
В день Худайбийского договора мусульмане весьма сурово возразили Пророку (с.а.с.). Однако, Пророк (с.а.с.) не осуждал их за это, а просто отверг их мнение, и подписал договор. Потому что то, что он делал, было откровением от Аллаха, где нет никакого места мнению людей. Он осудил их, когда они не подчинились его приказу, когда он потребовал зарезать жертву, побрить их головы и одеть ихрам. Также Посланник Аллаха (с.а.с.) не осудил Хаббаба, когда он возразил ему в битве при Бадре против места, где они остановились, а последовал его мнению.
В битве же при Ухуде, оставив свое собственное мнение, Пророк (с.а.с.) последовал мнению большинства, и выступил за пределы Медины, чтобы встретить войско курайшитов. Хотя его мнение было совсем другим. Во всем этом Посланник Аллаха (с.а.с.) слушал их возражения и отвечал на них.
После Посланника Аллаха (с.а.с.) сподвижники отчитывали праведных халифов, и они не возражали им. Мусульмане требовали отчета от Умара Ибн аль-Хаттаба, который стоял на минбаре, за распределение йеменских плащей. Одна женщина возразила ему за то, что он ограничил сумму махра. Ему возразили и требовали отчета за то, что он не распределил земли Ирака, после их завоевания. Наиболее сильно в этом вопросе с ним спорили Билял и Зубайр. Умар дискутировал с ними и советовался со сподвижниками, и, в конце концов, убедил их в правильности своего мнения.
Поэтому, каждый член маджлис-уль-умма, будучи представителем мусульман, может свободно говорить в маджлисе и высказывать свое мнение, как он хочет, без всяких запретов. Он вправе требовать отчета с халифа, муавина, валия и любого служащего в аппарате государства. До тех пор, пока член маджлиса в требовании отчета и выражении своего мнения соблюдает законы шариата, они обязаны давать ответы на его требования и запросы.
Также любой член маджлис-уль-умма не из мусульман, может свободно без ни каких запретов или стеснении высказывать свое мнение, о любых притеснениях, происходящих со стороны правителя. С условием того, чтобы это происходило в рамках закона шариата.