2 апреля 2009 года в Лондоне состоялся саммит лидеров двадцати промышленно развитых стран «Большой двадцатки» (G20), на котором обсуждались пути взаимодействия с нынешним глобальным экономическим кризисом. На долю этих двадцати стран приходится 80% мировой торговли. Со времени последнего саммита G20 в Вашингтоне в ноябре 2008 года в мировой экономике наблюдается стремительный спад, который уже достиг крайне низких отметок.

Потребители воздерживаются от потребления, компании и заводы сократили производство, уменьшены или отложены объемы инвестиций, возрос уровень безработицы, финансовая система оказалась в застое, беспрецедентно упал уровень торгового взаимообмена  со времен Второй мировой войны, снизился объем немецкого и японского экспорта, было влито огромное количество денежных средств в частный сектор, что разрушило экономический сектор, особенно в странах Восточной Европы, которые опирались на зарубежные кредиты.

Организация экономического сотрудничества и развития заявила о том, что в 2009 году в глобальной экономике ожидается увеличение рецидива еще на 2,7%. Согласно комментариям организации «страны-двадцатки» станут свидетелями рецидива на 4%, это самый низкий показатель с 1930 года. Несмотря на эти ужасающие факты, участники саммита G20 старались дать положительную оценку принятому ими решению по урегулированию кризиса. В своей речи, произнесенной по окончанию саммита, Г. Браун сказал: «Это день, когда мир объединился, чтобы дать отпор глобальной рецессии. Наконец-то мы видим не слова, а план глобального выздоровления и реформы с четким расписанием». «Он был очень продуктивным и явно историческим, – сказал Обама. – Историческое его значение определили, с одной стороны, масштабы стоящего перед нами вызова, а с другой, – своевременность и масштабность нашего ответа». Николя Саркози отметил: «Я доволен результатами.  Мы не ожидали, что сможем достичь такого соглашения, даже наши друзья – англосаксонские страны теперь убеждены в необходимости существования сбалансированных правил». Канцлер Германии Ангела Меркель отметила: ««Это очень и очень хорошие результаты, достигнуто почти историческое согласие. Мы сошлись на сенсационном компромиссе относительно урегулирования кризиса».

Вопросы, по которым удалось достигнуть соглашения:

Ресурсы Международного валютного фонда (IMF Resources)

Одним из наиважнейших заявлений, озвученных на саммите, стало значительное увеличение ресурса Международного валютного фонда ($250 млрд.) для оказания финансовой помощи странам, которые претерпевают финансовые трудности. Согласно итоговой декларации саммита G20 размер финансовой помощи МВФ составит между $500-$700 млрд. Некоторые страны согласились выделить фонду дополнительные финансы: Япония – $100 млрд., Европейский союз – $100 млрд., Китай – $40 млрд. Более того, МВФ выставит на продажу свой золотовалютный запас для получения дополнительных $50 млрд. в целях поддержания развивающихся стран мира. Страны с быстро развивающейся экономикой, как Китай, получат определенную квоту в этих кредитах, как часть данного соглашения.

Правила платежей и бонусов (Banker's pay)

Мировые лидеры договорились снизить денежные премии и бонусы администраторам компаний и банковским служащим. Участники саммита приняли ряд серьезных международных правил, которые запрещают банкам выдавать миллионы долларов и бонусов коммерсантам и банковским руководителям в случае реализации ими рискованных операций. Вместе с этим разработчики проекта акцентировали свое внимание на изучении спектра рискованных операций, которые проводят администраторы (менеджеры), а также тех решениях, которые они намерены исполнить. Бонусы им будут выданы в виде акций, которые можно будет продать лишь по истечению нескольких лет.

Специальные права заимствований (Special Drawing Rights)

SDR (специальные права заимствования) – расчетная единица МВФ, используются для регулирования сальдо платежных балансов, а курс SDR определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллара США, евро, иены и фунта стерлингов. На основании рекомендаций и указаний лидеров МВФ, объем «специальных прав заимствования» будет увеличиваться для каждого государства в размере $250 млрд. Например, на основании новых правил, Английский банк в прошлом месяце обязался выплатить 75 млрд. фунтов в британскую экономику. Это представляет собой одну из форм печатания денежных облигаций. Эту денежную единицу можно будет обменять на любую существующую в обращении валюту, как доллар, евро и стерлинг. Участники саммита договорились увеличить SDR в десять раз. Это правило считается предохранительным клапаном для стран со спотыкающимися экономиками. Оно также позволяет богатым странам пожертвовать своими личными специальными правами заимствования  в пользу более нуждающихся стран.

Финансовое или фискальное стимулирование (Fiscal Stimulus)

Ожидалось, что эта идея окажется в центре обсуждения лидеров «двадцатки» для принятия международного договора по определению суммы необходимого финансирования, которую каждое государство в мире смогло бы выделить на поддержку собственной экономики и борьбы с безработицей. Однако, несмотря на это, правительство Франции и Германии установили определенную сумму, а остальные лидеры, в свою очередь, четко не озвучили эту сумму. В совокупности сумма составляет $5 трлн.

Оффшорные зоны (Offshore tax havens)

По результатам саммита стороны получили договоренность решительно покончить с так называемыми «налоговыми оазисами», т.е. странами которые не делятся информацией с налоговыми службами, а также с банковской тайной как таковой. На саммите было принято решение предпринять санкции против тех стран, которые откажутся предоставлять информацию иностранным налоговым органам в целях задержания потенциальных оффшоров (тех, кто уклоняются от налогов). Будет опубликован список «так называемых государств» – оффшорных зон, не находящихся под контролем налоговых служб. В итоговой декларации саммита говорится: «Эра банковской тайны закончена». Г. Браун заявил: «Настал конец тех, кто уклоняется от налогов». В любом случае, еще не обнародовано, какие санкции будут введены в отношении тех, кто уклоняется от налогов.

Вредоносные или токсичные активы (Toxic Assets)

Экономисты сошлись на том, что если ведущие страны мира не расчистят бюджеты своих пострадавших банков, то кризис будет продолжаться, не оставляя возможности вернуться в первоначальное положение. Осознав это, страны-участники «двадцатки» заявили в своей итоговой декларации об обязательстве каждого государства очиститься от этих вредоносных или, другими словами, токсичных активов, равно будь то путем прекращения деятельности так называемых неблагонадежных банков или через капитализацию этих активов, т.е. обеспечение их эквивалентом (как это сделала Великобритания). Нынешние стандарты обязательств оказались более ужесточенными, чем предшествующие международные стандарты. Тем не менее, они не удовлетворяют запросы многих экономистов, которые желают принятия договоренности о создании новых мощных банков, способных предоставлять займы в будущем.

Протекционизм (Protectionism)

Участники встречи также подчеркнули "критическую важность отказа от протекционизма" и взяли на себя обязательства в течение двенадцати месяцев не вводить торговые барьеры, а также инвестиционные или экспортные ограничения, считая это залогом качественного движения. Протекционизм увеличил спад, произошедший в 1930 году, а также углубил и продлил жизнь этого спада, что привело к возгоранию Второй мировой войны. Но, однако, существуют сомнения в отношении приверженности членов саммита этим обязательствам.

Укрепление международного финансового регулирования (Strengthen international financial regulators)

Страны-участники саммита договорились установить новый Финансовый Совет по Стабильности (FSB) с усиленными полномочиями, как преемник Финансового Форума Стабильности (FSF),в который будут входить развитые государства и страны G20 в т.ч. Китай, Индия и Бразилия. FSB должен будет сотрудничать с Международным валютным фондом на предмет выявления рискованных решений на ранних стадиях и осуществления необходимых действий в их адрес. Как бы там ни было, Финансовый Совет по Стабильности (FSB) не будет обладать реальными полномочиями, которые позволяли бы ему пресекать деятельность компаний, которые раздувают свои активы больше, чем они имеются в реальности. Большой вопросительный знак будет и дальше стоять на постановке задач данной организации, не обладающей реальной властью!

Финансовая торговля (Trade finance)

Одна из основных проблем, стоящих перед миром является резкое сокращение объема мировой торговли – это беспрецедентное резкое падение, произошедшее на протяжении десятилетия – экспортеры в развивающихся странах не могут получить кредиты в результате глобального финансового кризиса. Лидеры саммита согласились предоставить $250 млрд. в целях обеспечения торгового кредитования. Деньги, предоставленные Всемирным банком и другими международными организациями, позволят коммерсантам взять кредиты во второй раз. К этому призвал Г.Браун в ходе своего последнего визита в Южную Америку.

Вопросы, по которым не удалось достигнуть соглашения

Англосаксонская капиталистическая модель

Наиболее сложным вопросом является дальнейшее функционирование финансовой политики, проводимой Англией и Америкой, и известной как англосаксонская или либеральная модель, которая не устраивает и вызывает негодование европейцев, желающих прекратить её функционирование посредством комплексов законов. Европейцы желают принятия законов, регулирующих кредитные операции, банковские услуги, уклонение от уплаты налогов, кредитные рейтинговые агентства. Более того, европейцы желают такую международную организацию, как Финансовый совет по стабильности для эффективного контроля жалоб государств, а также надзора за финансовыми организациями согласно новому пакету законов. Европейские государства с большим энтузиазмом съехались на саммит «двадцатки», что свидетельствует об их серьезной намеренности. Они резко осудили англосаксонскую модель. Премьер-министр Чехии, председательствующей сейчас в Евросоюзе, Мирек Тополанек осудил американскую модель выхода из кризиса, назвав план США по спасению экономики «дорогой в ад». Он сказал: «Нам необходимо прочитать книги истории и повторить тот урок, который мы получили из этих книг. Большой успех Европейского Союза достигнут благодаря отказу от следования этому курсу». Французский президент подчеркнул то, что радикальные перемены в капитализме важнее, чем снижение налогов. По сути, Саркози выразил свое недовольство в лицо Г. Брауну на встрече «двадцатки», и пригрозил отказаться от участия в саммите G20, если не будут учтены требования Парижа о введении более жесткого международного контроля над работой финансового рынка.  С другой стороны, Америка отвергла европейскую критику американской капиталистической модели и решительно осудила европейские стремления по контролю над её финансовыми организациями. Отсутствие консенсуса по поводу полномочий Финансового совета по стабильности для урегулирования капитализма в рамках правил и законов углубил разногласия между Америкой и Европой относительно капиталистической модели, которой, по их мнению, должен следовать весь мир. Кажется, что эти разногласия скоро вновь проявятся в ближайшие месяцы, поскольку США будут и впредь применять ныне существующую капиталистическую модель.

Объем обязательств по плану стимуляции (the size of the fiscal stimulus pledged)   

Заметно, что участники «двадцатки» разошлись между собой относительно объема обязательств, требуемых с каждого государства, по плану стимулирования своей экономики. Например, Г. Браун надеялся на то, что страны «двадцатки» возьмут обязательства по вливанию 2% общего объема национального дохода в другие государства. Тем не менее, его надежды быстро рассеялись после того, как канцлер Германии А. Meркель заверила о том, что Германия не позволит государствам вмешиваться в её планы по финансовому стимулированию, заявив: «Я не позволю никому указывать мне на то, что нам нужно тратить больше денег». Её поддержал министр финансов Испании Педро Солбес своим заявлением: «В нынешнем положении, я и другие члены Европейского союза считаем, что неуместно изобретать новые планы по стимулированию». Существуют две причины, которые мешают европейским странам реализовать планы по масштабному финансовому стимулированию согласно англо-американской модели. Первая – с исторической точки зрения, финансовое вливание в такие государства, как Германия, в самые критические моменты не принесло никакого решения для их экономик. И вторая – европейские страны опасаются, что Америка и Великобритания хотят ослабить и сделать европейскую экономику зависимой по образцу англосаксонской экономической модели. Европейцы опасаются, что это ослабит их в противостоянии перед вызовами со стороны Англии и США после экономического выздоровления.

Пустые обещания по сокращению протекционизма (hollow pledges towards reducing protectionism)

Существует другая причина разногласия стран-участниц «двадцатки», а это – пустые обязательства относительно сокращения протекционизма. Ранее в ноябре они уже принимали на себя подобные обязательства. С тех пор Всемирный банк зафиксировал 17 стран-участников, которые увеличили свои торговые барьеры. Это отчетливо было заметно в покровительстве Америки и Европы своим внутренним банкам, страховым компаниям, автомобилестроительным и другим заводам. Это полностью противоречит принятым ими обязательствам. Ожидается, что подобное нарушение своих обещаний увеличится в 2009 году.

Новая роль Международного Валютного Фонда (the new role given to the IMF)

Одним из наиболее опасных поворотов на этой встрече явилась новая роль, которая отводится Международному Валютному Фонду, которая предусматривает увеличение его финансового запаса для предоставления займов государствам развитого мира. Мотивом для этого послужил план использования фонда для ослабления мировых валют, что позволит развитым государствам мира в среднесрочной перспективе утвердить господство над остальным миром. Таким образом, Федеральная резервная система и Банк Англии увеличили свои финансы путем количественного сокращения доллара и фунта-стерлинга. Международный валютный фонд благодаря чрезвычайным кредитам, используя специальные права заимствования, сможет снизить ценность валюты государства-кредитора. Такая политика приведет к большой инфляции в мире. Но это, в значительной степени, зависит от Китая. Если он не будет способствовать во многом Международному валютному фонду, или, если он ощутит то, что запас в долларах, которым он обладает, не имеет ценности, то эта политика потерпит провал. Поскольку, в противном случае, Китаю придется избавиться от доллара.

 В заключении:

Государствам следует принять реальное экономическое решение, противоположное тем многочисленным формальным решениям, которые разоблачают заявления тех, кто говорит о том, что капитализм является мировой мощью. Капитализм рухнул, как на местном, так и на мировом уровне. Он не в состоянии быть международной системой или мировой доктриной для человечества.

Мы просим Аллаха одарить исламскую общину (умму) Халифатом, чтобы Ислам занял свое должное место в мире и вывел людей из мрака в свет.

8 Рабиуль ас-Сани 1430 г.

04/04/2009  


http://khilafah.com/index.php/analysis/europe/6101-the-g20-analysis